План полёта подан на 10:00 по местному времени, но мы хотели придти в аэропорт к 8:00 — ко времени открытия. Конечно же не успели, хотя подъём был в 7:30. То, да сё… Непонятно на что ушло время, но пора и выматываться из любезно предоставленного нам жилья. Иду в офис в Олегу Витальевичу Карлику, выражаю желание оплатить. Ответ — да нет, не надо! Если честно, мне неудобно. Нас приняли, определили под кров, дали полетать в субботу, да еще и денег не берут. Выходит, Олег Витальевич не просто хороший человек и радушный авиационный хозяин этих мест. По нашим правилам, человек, оказывающий материальную и нематериальную помощь экспедиции — это официальный волонтёр. Друг и помощник экспедиции, человек, достойный того, чтобы попасть на нашу стену славы. Мы хотим, чтобы все знали в лицо людей, которым не всё равно в этой жизни. Олег Витальевич, еще раз от нас с Виктором большое вам спасибо за то, что тепло приняли в Батагае наш экипаж!

Попрощавшись, топаем на аэродром. С ужасом думаем, как нам тащить наши тяжести? Вертолёт стоит далековато, а у нас кроме нашей фото-видеотехники, в здании аэровокзала лежит несколько сумок и укладок с вещами, которые мы выложили перед полётом в Верхоянск. Но нас выручает Карпов Владимер Степанович — начальник аэропорта. Он довозит на УАЗике «буханке» наши вещи до вертолёта, что сильно экономит наше время, а главное — силы. Готовим вертолёт, наконец взлетаем — прощай Батагай, где мы провели аж три ночи.

Погода вроде бы вполне. Облачность имеется, но не сплошная и довольно высокая. Встречный ветер, но это ерунда. Топлива у нас должно хватить. Сначала идём по руслу Яны — той же дорогой, что летели сюда, но потом уходим вправо — в межгорье, в долину одного из янских притоков. Постепенно рельеф Хребта Черского растёт, но в целом, мы летим ниже гор и вскоре выбираемся в широкую долину на возвышении 600 метров, а оттуда — в ущелье, где и расположен аэропорт Депутатский. Там у нас заправка.

Ох уж эти заправки в провинциальных аэропортах… Прошу прощения у читателей за то, что вновь и вновь стенаю по этому поводу, но никаких нервов не хватает, описать эти мучения. Мы заправлялись 10 минут, а еще полтора часа я наблюдал картину маслом, когда куча вполне взрослых людей носится с вытаращенными глазами, не зная что делать дальше. Боже, у них нет священного документа — требования. Что делать? Как быть? Ор и мат друг на друга. Зачем ты заправил, @#&@? Да пошёл ты, сам сливай назад, *@%$#! И всё том же духе.

Этот кошмар я примерно час наблюдаю спокойно (привычка?), после чего я начинаю нервничать. Мы уже час должны быть в полёте! Я прошу позвонить всех этих людей в аэропорты нашего предыдущего следования. Начинаются долгие звонки, то кого-то нет на месте, то связь плохая. Уж и не знаю как, но в конце концов мы унесли оттуда ноги. Еще около часа полёта в горах и мы покидаем Хребет Черского — вылетели в плоскую, как стол, тундру. Озёра, озёра, озёра… Сколько же их тут, тысячи или десятки тысяч? Наконец, на горизонте видны строения. Это Чокурдах!

Чокурдах — не просто заправка на нашем пути. Во-первых, мы тут ночуем. Во-вторых, недалеко от посёлка, в 70 километрах на север имеется очень примечательное, я бы даже сказал весьма замечательное село Русское Устье. В рамках моих путевых заметок я не буду углубляться в историю этого интересного селения. Отсылаю интересующихся к Гуглу и Яндексу. Вы увидите, в ответ на запрос с именем этого посёлка вам выпадет довольно много материалов. Я тоже довольно случайно наткнулся, в своё время, на Русское Устье и был чрезвычайно рад, что маршрут нашего путешествия пролегает мимо. Не заглянуть туда никак нельзя. Но это будет завтра. А сегодня нам надо заправиться и переночевать.

Садимся на перрон, тут же сбегается весь аэродром, человек 25 или 30. Обступают борт такой толпой, что Виктор начинает нервничать и беспокоиться за содержимое кабины. Среди встречающих — представители администрации посёлка. Это здорово, значит наш штаб отработал грамотно и у нас будет кров и ночлег. Моя задача — обеспечить топливо. Но топливо — это привычный кошмар. Нам говорят, что «своего» топлива у аэропорта нет и нужно ехать на машине в какую-то топливную компанию, которая открывает кран трубопровода от своих топливохранилищ к заправочным пистолетам в аэропорту. Ох, час от часу не легче. Едем с парнем-заправщиком в эту компанию. Там встречаемся с каким-то директором, на лацкане которого значок «Единая Россия», а на стене дипломы от этой же партии за достижения в партийном строительстве. Чёрт, мне еще партийного функционера не хватало для полного счастья… Но выясняется, что нефтебаза или как их там, продаёт топливо только оптом и только юридическим лицам. А я — частное лицо. Опять тупик. Сошлись на том, что проблему будем решать завтра, так как сегодня уже конец рабочего дня.

Усталый и в плохом настроении после всех этих нескончаемых проблем с топливом возвращаюсь к вертолёту. Мы собираем наши пожитки, а представитель администрации ведет нас к УАЗику. Отъехав от здания аэропорта ровно 100 метров, машина останавливается — приехали! Я уже устал удивляться и меня волнует только то, где мы будем спать. Оказывается, нас размещают на квартире какой-то бабушки, которая сдает свою квартиру приезжим. Скажу честно, я не люблю такие варианты. Я предпочитаю пусть и плохонькие, но гостиницы или общежития. Частные жилища пенсионеров — не моё. Но делать нечего. Если уж администрация определила нас сюда, видимо ничего другого нет.

Хозяйка нас предупреждает, чтобы мы лишний раз по посёлку не шатались. Много алконавтов среди местных, которые по вечерам ищут приключений на улицах. Бытовые нападения и убийства — дело обычное. Тем более, мы такие расписные приезжие…Берёт с нас 3000 рублей за свою двухкомнатную квартиру и уходит. Мы разгружаем наши вещи и думаем что делать. Спать ложиться — еще рановато. Тем более, что мы не просто пилоты-экскурсанты, мы фото- и видео-операторы и о каждом месте, где останавливаемся, должны что-то снять, а также сделать панорамы и фотографии. А еще, мы со вчерашних пельменей в Батагае ничего не ели и надо что-то бросить в желудки. Берем нашу аппаратуру и идем в магазин, по ходу делая съёмки. Не прошло и 5 минут нашей прогулки, как нас на улице ловит представитель администрации, который нас встречал и говорит, что глава администрации посёлка хотел бы нас видеть. Идем в местный белый дом.

Там нас встречает хозяин посёлка, Горохов Аркадий Семенович, и его помощники. Мы беседуем, рассказываем о нашем перелёте, а нам советуют успеть к международному заплыву через Берингов пролив. Что это? Мы не в курсе… Оказывается скоро состоится Первый Межконтинентальный эстафетный заплыв в Америку через Берингов пролив под названием «Встречь Солнца». Довольно экстремальное мероприятие, организуемое при участии Международной Зимней Плавательной Ассоциации. А тут и мы, красавцы, по подходе. Может получится интересная тусовка.

Мы рады всяким встречам, но мы зависим от погоды. Если она нам позволит — с удовольствием станем свидетелями заплыва мужественных пловцов через ледяные воды Берингова пролива. Знакомимся с заместителем главного редактора Аллаиховской улусной газеты «Путь Развития» Ярошенко Алексеем Петровичем, и ему тоже рассказываем о нашей экспедиции, упомянув, что завтра собираемся в Русское Устье. Наконец, традиционное фотографирование на память и вот мы продолжаем наш путь по одной из двух улиц Чокурдаха в сопровождении Алексея Петровича. Смысла описывать посёлок словами особого нет. Летая по северам, мы таких посёлков уже насмотрелись достаточно. Везде плюс-минус одно и то же. Я только не могу понять одного, как вообще люди могут жить в таких условиях, в такой неустроенности, в таком неуюте и грязи? Виктор философски замечает, что ко всему можно привыкнуть. Наверное, но всё же… Не должен человек и вершина эволюции так жить! Это просто его недостойно.

Мы фотографируем, делаем пару панорам, снимаем видео. Наконец, заходим в магазинчик, покупаем воду (из под крана пить нельзя), печенье к чаю и решаем разнообразить наш холостяцкий рацион. Новое блюдо в ресторане «Россия 360» — макароны с тушёнкой. Покупаем и то, и другое и топаем обратно к нашему скромному и, увы, довольно холодному жилищу. На улице не выше +10*С, а без отопления в доме это довольно неуютная температура. В квартире лишь немногим теплей. Мы готовим наш скромный ужин, стараясь поддержать друг друга шутками и иронией. Времени и сил на работу нет. Тем более, что в Батагае мы ударно потрудились. Завтра у нас большой лётный день и надо отдохнуть. Постелив на жёсткую софу всё, что я только нашел — какие-то одеяла и покрывала, лишь бы помягче было — я стелю постель и почти сразу засыпаю. День был трудный, нервный, а действительность вокруг такая, что хочется побыстрее убежать. До завтра!

P.S. Итог дня — пройдено 709 км за 3:55 летных часа

1111111
Волонтер дня - Карлик Олег Витальевич (Батагай)