Я еще не встал, но слышу, что на кухне кто-то есть и гремит посудой. На Витю это не похоже. Видимо, Володя пришел – хозяин квартиры. Так неудобно, что мы стали причиной его неудобств. Подъём, душ, а Володя уже стряпает на кухне, слышу, что шкварчат яйца на сковороде. Но я не могу есть с утра пораньше – многолетняя привычка. Даже в гостиницах с завтраком, если я знаю, что поесть в следующий раз доведётся не скоро, мне нужно делать усилие над собой. Я ограничиваюсь чаем. Вынужден разочаровать Володю – он ведь старался. Пусть Витя отдувается за нас двоих. Но время поджимает и нужно ехать на радио.

На радио нас уже ждут. Мы рассаживаемся в студии и начинается работа в эфире. В общем-то, для нас ничего нового, вопросы более-менее схожи. Единственное – ответственность прямого не редактируемого эфира. Беседа длится чуть менее часа, и мы прощаемся и с радиослушателями, и с сотрудниками «Радио Пурга». Мы хотим поскорей вылететь, так как аэропорт Оссора работает до 19:00, а нам туда еще лететь и лететь.

Наши новые друзья Виталий, Володя и Николай Николаевич слышали интервью прямо по радио. Сказали, что было вполне сносно. Теперь надо двигать в сторону вертолётной площадки – план штабом уже подан и не ждёт. Как хорошо, когда площадка без всех этих формальностей – запустился и лети! Мы тепло прощаемся с анадырскими любителями авиации, в самом скором времени – реальными авиаторами. Им доведётся своим примером развивать АОН в одном из самых отдалённых и суровых уголков России, поэтому от души хочется пожелать им удачи в их начинаниях. Спасибо, друзья, за отличную компанию, за душевное тепло, за помощь во время пребывания нашей экспедиции в вашем городе и вообще, спасибо, что вы есть – хорошие, порядочные русские мужики, на которых только и держится Россия. Будем, надеюсь, продолжать наше общение!

Взлетаем и берем курс на Марково – это аэродром нашей дозаправки. Погода отличная, обходим большой залив Онэмен, идём долиной между горных хребтов и дальше, и дальше… Горы закончились, началась тундра. Но и тундра долго не длится – ведь мы летим на юг! Начинают появляться деревца, потом заросшие речные долины, потом лес становится привычным. Огромные стаи птиц – утки, гуси, лебеди, аисты, кого только нет на бесчисленных озёрах этих мест.

Мы выходим на связь с Марково. Тут еще теплей, чем в Анадыре. Это видно не только по бортовому термометру. Лучший индикатор – блистер остекления кабины. Если он становится кладбищем насекомых – значит тепло! Для нас насекомые это сущая проблема. В нашей экспедиции чистое остекление – это не вопрос эстетики. Мы много снимаем всеми видами камер, а любое загрязнение на остеклении – это потенциальный брак фотографии или видео. Приходится не только заниматься бесконечной мойкой остекления на стоянках, но и время от времени подсаживаться и мыться, чтобы дать себе возможность снимать дальше. Есть и второй аспект этой проблемы – наружные камеры. У нас на вертолёте установлены три наружные камеры GoPro, две из которых смотрят вперед. Уже не раз бывало, что муха, разбившаяся на объективе камеры, портила нам великолепные съемки, повторить которые шанса нет. Это ведь настоящая живая документалистика. Так что, когда начинается интенсивное загрязнение остекления, для нас это еще одна головная боль.

Марково – это небольшой посёлок, но он примечателен двумя фактами. Во-первых, это самое старое поселение русских в этих краях. Казаки основали тут поселение в 1649 году и более старых городов и поселков в этих краях нет. Во-вторых, Марково – это важный аэродром на лэндлизовской воздушной трассе времён войны АЛСИБ – Аляска-Сибирь – по которой из США в СССР гнались тысячи самолётов, столь необходимых на фронтах ВОВ.

Пока Витя, заедаемый комарами, заправлял вертолёт и мыл остекление, я пошел в здание аэропорта оплачивать аэропортовые расходы и на вышку управления. Когда местные аэродромные сотрудники узнали о том, что мы – экспедиция и интересуемся историей АЛСИБа, мне рассказали, что этот аэродром, где мы зашли на посадку – не тот легендарный аэродром времен войны. Этот построен в начале 70-х годов, а старый уже давно заброшен, зарос и находится чуть поодаль. Поскольку это рядом, мне решили тут же и показать предмет моего интереса – посадили в УАЗик-«буханку» и мы поехали к старому, ещё военных времен зданию аэродрома. Деревянное и уже покосившееся от времени здание, давно не используется. На стенах висят свежие мемориальные таблички. А вот гараж рядом до сих пор в деле. Показали мне и бывшую ВПП – её уже почти не разглядеть за заросшим кустарником и деревьями. Частично полосу занимает футбольное поле, частично автохозяйство. Но удивительно, что на земле еще кое-где имеются американские металлические полосы быстросборной полосы. Это особые перфорированные и формованные сегменты, которые сцепляются между собой, образовывая достаточно ровную поверхность взлётно-посадочной полосы. Это очень практичное американское решение много применялось для быстрого развёртывания ВПП в годы войны, в том числе в СССР. Самое странное, что это старые листы с ВПП до сих пор служат. Хотя чаще всего их давно разобрали на личные нужды. На Чукотке, в Сибири и даже на Камчатке полно заборов и фундаментов зданий выполнено из американских ВПП.

Но пора лететь дальше. Следующий пункт нашего маршрута и следующая дозаправка в посёлке Манилы. Мы улетаем с Чукотки! До свидания, суровая земля, где живут хорошие люди. А Манилы – это уже Камчатка, пусть и самый её север. Путь до Манил снова пролегает в гористой местности. Как долетели мы до Чукотки, так и попали в край бесконечных гор. На Камчатке они не заканчиваются, а напротив, становятся круче и выше.

Манилы – это совсем небольшой грунтовый аэродром даже без управления. Действует в режиме посадочной площадки и принадлежит к ФКП «Аэропорты Камчатки». Но всё, что нам тут нужно – это топливо. Директор аэропорта Любовь Романовна очень приветливая и доброжелательная женщина. Оказывается, она давно предупреждена о нашем прилёте своим старым другом и коллегой Станиславом Всеволодовичем Касперовичем – нашим камчатским волонтёром, человеком, проявившем к нашей экспедиции огромный интерес и вызвавшийся помогать по всей Камчатке. Мы быстро заправляемся и летим дальше. Теперь наш путь на Оссору – посёлок и аэропорт, который является на сегодня конечным пунктом нашего маршрута. Первоначально мы хотели лететь через Теличики, но Станислав Всеволодович отговорил нас и правильно сделал. Лететь в Теличики через большой горный массив, а посёлок сам по себе ни чем не примечателен. Просто лишний крюк. Мы прислушались к совету нашего старшего лётного товарища и теперь направляемся южнее – в Оссору. И время сократим, и гор будет меньше на маршруте. Они всегда доставляют массу трудностей в полёте – удлиняют маршрут, да и вообще вертолётный полёт в горах не прост.

Но совсем гор избежать не получится. Прежде чем выйти на большой равнинный участок, нужно преодолеть Пенжинский хребет и Таловские горы. Впрочем, эти горы мы пролетаем достаточно легко – погода помогает. Мы даже поснимали там интересные фото- и видеокадры. Ещё через пару часов мы выходим на тихоокеанское побережье Камчатки, идём некоторое время берегом и, наконец, достигаем нужного нам посёлка. А вот прямо вдоль побережья вытянулась и ВПП аэродрома. Мы сегодня пролетели более 1100 км и преодолели три горных массива, и даже успели до закрытия аэропорта. Неплохой результат дня.

Оссора – это посёлок, множество которых мы уже видели на своём пути. Пара улиц, частные дома, каменные трёх- и пятиэажки. В одной из пятиэажек, на пятом этаже, размещается местная гостиница «Север». Наш штаб заранее отработал по месту нашего ночлега и договорился об этой гостинице. Как это часто бывает в мелких посёлках, гостиница – это переделанные квартиры. Нам выделяют одну из таких квартир – двухкомнатная, здесь несколько кроватей, кухня и санузел. Хороший вариант. Нам доставались варианты и похуже.

Нужно сходить в магазин, что-то купить пожевать. Магазин недалеко, но хлеба купить невозможно. Жителям городов незнакома эта специфическая особенность небольших посёлков, но мы в нашем перелёте с ней сталкиваемся непрерывно. Штука в том, что как в городах хлебозавода и развоза хлеба по магазинам тут нет. В каждом посёлке имеется своя небольшая пекарня, которая печёт хлеб в строго определённое время и строго в определённом количестве — без особого избытка. Передавать хлеб в магазины в посёлках не принято. Типа, а зачем? Все жители и так знают, где и когда можно купить хлеб. Мы уже пролетели десятка полтора или два таких посёлков и везде одно и то же. Хлеб можно купить только непосредственно в пекарне, в магазинчике при ней. И только на протяжении определенного времени. Пекарня изготовила партию хлеба, её разобрали – точка. Пекарня закрывается, и хлеб больше нигде купить невозможно. Крайне неудобно для приезжих, вроде нас, но такова, видимо, экономика хлебопекарного процесса в мелких населённых пунктах.

Завтра мы должны лететь в Эссо – небольшое местечко в горах, в долине на высоте 500 метров, которое славится горячими минеральными геотермальными источниками вулканического происхождения. Тем более, что сегодня пятница и торопиться под выходные в Петропавловск-Камчаткий особого смысла нет. Мы сориентировали нашего партнёра, компанию «Авиамаркет», что будем в Петропавловске в понедельник, и они покупают билеты для инженеров, которые будут делать 100-часовой регламент нашему вертолёту, тоже на понедельник. Если ребята вылетят в понедельник из Москвы, то в Петропавловске будут лишь во вторник утром. Таким образом, у нас появляется пара дней для отдыха на выходные, которые мы и хотим провести в Эссо.

Вечером снова у нас нехитрый и однообразный ужин из скудного набора провинциального холостяка. У Вити стандартный моцион, состоящий из освобождения флеш-карт памяти наших многочисленных фото- и видеокамер, архивирования и подготовки части фотографий для пересылки в Москву. Я, как всегда, сижу с навигаторами, прокладываю новый маршрут на следующий день, выискиваю низины, ущелья и долины, если приходится преодолевать горы. А завтра именно такой, горный день – будет два сложных участка.

P.S. Итог дня — пройдено 1112 км за 6:31 летных часа

1111111
Волонтеры дня - Зубков Николай Николаевич (Анадырь), Лыхин Владимир Валентинович (Анадырь), Никитин Виталий Анатольевич (Анадырь)