Ура! Мы прилетели в Певек – самый северный город России. Насколько я знаю, мы первые, кто долетел сюда из представителей отечественной авиации общего назначения. И с этим нас, пожалуй, можно поздравить. Малой авиации тут вообще не видят. Самый маленький самолет — по местным меркам — это Ан-24, а самый маленький вертолёт — это Ми-8.

Когда местные видят наш вертолётик, они хватаются за сердце и искренне не понимают, как мы на этой стрекозе вообще сюда попали? Может в багажном отсеке Ми-8? Впрочем, местный сотрудник Чукотнефтеснаба (они тут ведают вопросами топлива) рассказывал, что однажды сюда прилетел американец на маленьком самолётике, осуществлявшим кругосветный перелёт. И чуть ли не с гордостью описывал мучения бедного американского пилота, зависшего в Певеке на несколько дней по абсурдным, если не сказать идиотским, причинам, вызванной местной аэропортно-заправочной бюрократией. Как вам, например, такая гиперважная причина отказа в заправке, как отсутствие «требования на топливо» (есть такая форма бумажки для отчетности заправочных служб).

Мы сегодня уже на второй день застряли по непогоде у гостеприимной ЧГГК и решили посвятить день поездке в Певек. Тем более, что нас взялся довезти Шкапский Виталий Александрович, главный инженер организации, поехавший в порт по делам компании. С такси в Певеке, хотя это вроде бы и город по своему статусу, как-то совсем печально. Во всяком случае, мы так не смогли найти телефонов такси, хотя в том же посёлке (а совсем не городе) Батагай было аж целых две фирмы с радиотакси. И вот, вооружившись фотоаппаратами, панорамной установкой и видеокамерой мы загрузились в джип Виталия Александровича и едем в самый северный город России. Находится он от посёлка горно-геологов не так уж и далеко — всего в 20 километрах. Правда дорога не позволяет ехать быстрее 30 км/час — она не имеет твёрдого покрытия и довольно разбита.

Как и другие северные города и посёлки, Певек выглядит довольно удручающе. Наверное, это результат того, что в городе и на улицах нет ни одного дерева. Только бетонные коробки 5-этажных домов на сваях, разукрашенные в северном стиле — чтобы был не такой депрессивный вид поселения. Но депрессии всё же хватает, когда видишь целый квартал покинутых, но еще вполне нормальных каменных зданий. В 1990-х Певек стал абсолютным «рекордсменом» среди городов по сокращению численности населения. Если в 1989 году в городе жили почти 13 тыс. человек, то перепись 2002 года обнаружила здесь только 5,2 тыс. жителей.

Жизнь тут очень трудна и дорога. Постоянно дуют сильные ветра — или с моря северные холодные, или ветер с юга, который местные называют «южак» — он отнюдь не теплее, но часто еще более сильный, чем северный. Он особенно страшен зимой, когда он дует нисходящими потоками с соседних сопок, и скорость его может достигать 40 м/сек с порывами до 60-80 м/сек. Стальные фонарные столбы гнутся как пластилиновые. Вот и сегодня неслабый ветер и без зимних пуховиков мы промерзаем в наших курточках после нескольких минут на ледяном ветру.

Местный центр развлечений — досуговый центр «Айсберг» — это центр местной культуры. Еще есть краеведческий музей. Никаких других способов провести время — кинотеатров или ночных клубов — тут нет. Цены в магазинах космические — в 3-5, а то и в 10 раз выше московских. Но купить нормальные продукты, как и везде на севере, очень трудно. Город ждёт очередного самолета и знает, что именно в этот момент в магазинах появятся более-менее свежие продукты. Народ продолжает уезжать, хотя в последние годы, благодаря активному развитию золотодобычи на Чукотке (в том числе и разработке рудника «Купол»), число жителей за счет приезжих)даже немного увеличилось. Однако, местные всё равно рассказывают байку (правда или не правда — не знаю), что трехкомнатную квартиру в Певеке меняют на билет до Москвы…

Мы приезжаем в порт. Тут стоит под разгрузкой только что пришедший корабль-контейнеровоз с грузом для компании Kinross, а значит для «Купола». Портальные краны снимают один контейнер за другим. В порту настоящая игра со ставками в десятки тысяч долларов. Если к моменту съёмки с корабля очередного контейнера уже не стоит готовая принять его автоплатформа, контейнер тут же переносится на склад порта и начисляется огромная сумма за хранение, раз в пять превышающая стоимость установки контейнера на автоплатформу. Поэтому ЧГГК вынуждена организовывать настоящий автоконвейер — десятки автомобилей выстраиваются в очередь, чтобы быть готовыми принять контейнер и не дать порту нагреть компанию на круглую сумму. Порт ведёт себя достаточно цинично — «а куда вы денетесь»? Но система, организованная сотрудниками ЧГГК, работает как часы и три сотни пришедших контейнеров перевозятся на склад компании на 21-м километре дороги, недалеко от Певека.

Под конец нашего путешествия мы заходим в местный магазинчик купить батареек и чего-то еще необходимого нам и возвращаемся в тёплый и уютный вахтовый посёлок. Контейнеры продолжают приходить и мы, выбрав удобную точку, решили заснять Time Las (интервальное видео), как мощный погрузчик снимает 20-тонные контейнеры с автоплатформ и быстро складирует их в несколько ярусов, как детские кубики. Это лишь одна из трёх точек разгрузки контейнеров, но всё равно видео получилось забавное.

Вечер после ужина мы проводим как обычно — я пишу свои заметки, а Виктор занимается фото- и видеоматералами. Сильный ветер завывает за тонкими стенами кемпинга и дизельную печку в модуле приходится включать на полную мощность. Как хорошо, что мы вчера зашвартовали лопасти вертолёта и они предохранены от раскачивания этим сильным ветром. Я смотрю прогнозы погоды по Чукотке, но всё тоскливо. Весь полуостров отдан на раздрай двум мощным циклонам, которые треплют эту землю сильными ветрами, дождями и снегом. А ведь это только первые дни осени в этих краях. Значит и завтра нам суждено сидеть и ждать погоды. Затянулось наша остановка тут. Даже неудобно. Но гостеприимные хозяева нас пока не выгоняют. Спасибо им за это!