Выспались в Долине Гейзеров мы отлично! Весь второй этаж дома практически в нашем единоличном распоряжении. Тишина и горный воздух… Что ещё нужно, чтобы прекрасно провести ночь? Однако, взгляд в окно пока настораживает. Туман и пасмурно. Но мы-то уже опытные и знаем, что утренний туман — это норма. Просто нужно немного терпения. И правда, пока мы умываемся и собираем наши, на небе появились голубые просветы. Ещё полчаса и кристальный воздух становится прозрачым, как слеза. Лишь верхний ярус перистых облаков не делает погоду совсем уж солнечной. Я помню, что ко второй половине дня прогноз обещал облачность с запада. Да и вообще, нам тут оставаться надолго не следует. Площадка, которую мы сейчас занимаем, используют Ми-8 «Витязь-Аэро», которые весь день возят сюда туристов. Володя Откидач узнаёт погоду в Петропавловске. Там она средненькая, видимость 6 км, нижний край облачности 400 метров, дымка. Для утра это нормально. Пока летим, должно немного рассеяться. Но вторая половина дня грозит общим ухудшением погоды на всём полуострове. Одним словом — летим!

Я оббегаю смотровые туристические площадки и с разных сторон пытаюсь рассмотреть, что делается внизу, в ущельях. А там — туман. Если вершины и большие долины уже освободились от дымки, то в лощинах еще лежит туман. И по-видимому будет там лежать ещё долго. Прохлада не освещаемых солнцем ущелий способствует этому… Значит лететь обратно так же, как мы летели сюда не стоит. Да и вообще, не понравилась мне дорога по ущельям. Они какие-то угрюмые и жутковатые. К тому же, все эти непредсказуемые воздушные течения… Полетим лучше верхом! Именно так летают Ми-8, как я успел вчера заметить.

Делаем заключительные фотографии в Долине Гейзеров. Прощаемся с Володей, благодарим его и также фотографируем на память. Он наш реальный помощник, а значит удостаивается звания официального волонтёра экспедиции. Фотоаппараты на издохе. Nikon мы посадили ещё вчера, снимая цейтраферное видео в ночи. Canon ещё жив, но заряд батареи низкий. Аккумуляторы наших бортовых видеокамер GoPro сели ещё вчера. Мы, самоуверенные индюки, не прихватили с собой нашу сумку-зарядку, которая заряжает все наши гаджеты и которая даже может заряжать их вовсе без розетки с помощью мощного аккумулятора Tracer. Полетели «на легке». Как-то не предполагали мы застрять в долине с ночёвкой — думали, что летим «туда-и-обратно». Но теперь наказаны. У нас из аппаратуры только Canon, но и его батарею нужно беречь.

Мы запускаемся, машем на прощанье Володе и всей Долине Гейзеров, которая приютила беспечных вертолётчиков на ночь. Сама долина не слишком большая. Даже скорее маленькая. Тут нужно действовать быстро и энергично. Двигатель на максимальный режим, носом против ветра, разгоняюсь до 60 узлов и всю энергию направляю в вертикальную скорость. Развернувшись в тесной долине, устремляю нос вертолёта вдоль русла реки Гейзерная и продолжаю набор. Только следуя руслу можно выскочить из долины, не наворачивая спираль над долиной по кругу. Снизу горы казались невысокими, но как обманчивы масштабы в горах… Мы набираем и набираем, стрелка вариометра показывает максимальные для данной загрузки 1000 футов в минуту, а это всё равно, что лифт, устремлённый в небо со скоростью 5 метров в секунду. Но кажется, что мы набираем высоту целую вечность. Высота 600, 700, 800 метров. Но края ещё не видно. 1000, 1100 метров — наконец, перед нами открывается картина горных далей и горизонта с вершинами вулканов.

Разворачиваемся на юго-запад. Эх… Но ведь тут, над Долиной Гейзеров погода нормальная, почему же там, на горизонте, всё в облаках? Это очень неприятное открытие. Летать в облачности, да еще и в горах мне совсем не хочется. Ладно, будем решать проблемы по мере их возникновения, беспокоиться заранее смысла нет. Единственное, на что я надеюсь, это что постепенно снижающаяся горная местность позволит мне в конце концов поднырнуть под одеяло облаков и лететь визуально, видя землю. Лететь над облаками я не хочу по двум причинам. Во-первых, лететь не одну сотню километров и неизвестно, что там дальше делается с верхним краем облачности. А вдруг он повышается? Во-вторых, если даже слой облачности не будет утолщаться, мне никто не гарантирует наличие разрыва в облаках, позволяющего увидеть землю и начать снижение. А снижаться в облаках над незнакомой местностью — это почти верное самоубийство. Во всяком случае, очень рискованно и безрассудно.

Летим с постепенным снижением. Облака блокируют то тут, то там возможности для снижения. Приходится маневрировать и искать проходы. Чем дальше на юго-запад, тем хмурней погода и тем ближе массив облачности, стеной стоящий над горами. Мы уже снизились до 700 метров и летим на уровне слоя облаков, маневрируя в свободных от дымки разрывах. На всякий случай включаю антиобледенительную систему двигателя. Еще минут 15 полёта и ещё пару сотен метров высоты долой. Здесь уже плоскогорье кончается и начинается изрезанный рельеф. Летим почти точно по вчерашнему своему треку. Я следую по низинам и руслам ручьёв. Но через 40 минут, уже снизившись до 400 метров мы долетаем до небольшого, в общем-то перевала. Нам нужно перепрыгнуть с одного русла реки в другое. Но именно здесь и стоит та самая стена облаков, которая ставит нас снова перед выбором. Что делать. Лететь верхом или низом? Я встаю в вираж и набираю еще 200 метров, чтобы заглянуть поверх слоя облачности. Там до горизонта — вата облаков с торчащими из неё вершинами гор и вулканов. Ну и что делать? Нет, эксперименты не наш конёк. К тому же, что в таком полёте можно увидеть? Наш Canon ещё жив и хочется побольше запечатлеть земных красот.

Пока мы в вираже, я разглядываю карту высот на навигаторе и вижу, что если отклониться от маршрута на запад, сделав крюк, можно придти к нужной нам реке, летя в низине. Посоветовавшись, принимаем решение уклониться от нашего маршрута и уйти в низину русла на запад, поднырнув под мощное одеяло облачности. А нижний край этого облачного одеяла лежит так низко, что с учётом возвышения рельефа, над рекой приходится лететь буквально на высоте деревьев, окружающих речку. Но дальше облачность так прижимает, что даже отдельные вершины деревьев уже тонут в облаках. И мы на небольшой скорости буквально крадёмся вдоль русла извилистой речки на высоте десяти метров. К счастью, через некоторое время это мученье заканчивается. Рельеф понемногу снижается, а облака тут видимо стали чуть тоньше. Мы снова можем лететь над деревьями, срезая извилины реки.

Но вот долина реки становится шире, а махи её изгибов больше. И на первой же поляне мы видим двух медведей. Они убегают от шума вертолёта. Ещё один изгиб — на следующей поляне мы видим уже трёх косолапых! Очевидно, этот мамаша с двумя медвежатами. Третий изгиб и на третей поляне ещё один медведь! Бог ты мой… Да тут же целый медвежий город! Сколько мы не пролетали изгибов реки, на каждой поляне мы видели медведя или целое медвежье семейство. Насчитав уже штук 12 мы плюнули на это дело и только удивлялись количеству топтыгинов на квадратный метр этой речки. Потом мы шутили относительно незапланированной посадки в этих местах и как бы медведи порадовались неожиданному обеду в консервной банке. Но медведи не заканчивались, их было воистину много — десятки. И все в долине одной небольшой горной речки. По-видимому, они занимались рыбалкой — по какой ещё причине их так много здесь, других идей у нас не было. Если только не считать, что они выстроились вдоль нашего маршрута в ожидании нашего приземления. :-)

По дороге встречаем какую-то площадку, а на ней вертолёт! В лесу спрятались домики. Неожиданно. Посреди девственной природы кусочек человеческой жизни. Я слышал, что по Камчатке во множестве разбросаны охотничьи и рыбацкие домики, да и вообще создана инфраструктура для любителей эко-туров и в целом экологического природного отдыха. Вероятно, это одно из таких мест, а может даже и целая турбаза. А поскольку добраться в такие края можно только вертолётом, то наличие оборудованной вертолётной площадки и бочек с топливом это не роскошь, а вещь обязательная и необходимая. Замечаем бортовой номер вертолёта RA-23786. Ба, да это же наши благодетели из фирмы «Пурга»! Похоже, это их турбаза «Кедровая».

Наш бич — это мошкара, налипающая на остекление кабины и, что ещё хуже — на объективы камер. На протяжении всего пути нам периодически приходится делать посадки для мойки стёкол. Удобнее всего для таких посадок косы и отмели на речках. Идеально ровные, с хорошими подходами и пространством для взлёта, а в нашем камчатском варианте ещё и хорошо просматриваемые. Очень не хочется повстречать незадачливого Михал Михалыча, который решит, что мы — его добыча. Наконец, мы у истоков речки, тут снова надо перепрыгивать в другое русло, берущее своё начало на плоскогорье с превышением 400-450 метров. Нижний край оставил нам не больше 50 метров, чтобы протиснуться через перевал. И вновь приходится лететь под прижимающими облаками на высоте 20-30 метров. Благо постепенно русло понижается. Но облачность по мере приближения к равнине всё мощней, начинает накрапывать дождь. В который раз приходится жалеть, что Робинсон не оснащен стеклоочистителями. Лететь с блистером, усеянным тысячами капель, да ещё среди узких ущелий над вершинами деревьев как-то совсем не уютно. Но еще минут 30 и мы вылетаем, наконец, на равнину. Отсюда прямая дорога на Авачинский. Наконец, начинает работать УКВ-связь. Через 20 минуты мы уже заходим на посадку к «нашей» площадке компании «Край-Пурга». Пока летели на юг погода совсем испортилась. Нижний край на 200 метрах, клочьями снижаясь метров до ста. Идет мелкий, но нудный, кажущийся бесконечным дождь. Погода совсем не лётная. И правда, «Край-Пурга» сегодня не летает — вылеты отменены по метео. Но мы всё равно счастливые. Мы выполнили нашу задачу! Мы побывали в Долине Гейзеров! Мы даже переночевали там. И мы безопасно вернулись обратно не смотря на полное дерьмо с погодой. Хочется скорей в гостиницу. Хочется под душ, сменить одежду и немного отдохнуть.

Однако, день еще в самом разгаре. На часах четыре часа дня. Мы уже пришли в себя, помылись-побрились после неожиданной ночёвки в горах и пока есть запал, надо провести остаток дня с пользой для дела. Если мы, паче чаяния, завтра улетим, окажется, что в наших фотоархивах Петропавловск-Камчатский почти не запечатлён. Всё, что у нас есть, это фотографии на артиллерийском редуте Мансурова, куда мы ездили со Станиславом Всеволодовичем позавчера. А как же остальные красоты и памятные места Петропавловска? Непорядок… Принимаем решение — надо вызывать такси и ехать по городу. Дождик, вроде бы, поунялся. И хотя по-прежнему пасмурно, условия для фотосъемки вполне ничего. Не будем терять шанс!

Таксист уверяет, что в Петропавловске «ничего такого» нет. Город, мол, не примечательный. Ну, есть пара мест… Вот и везите нас в эти места, просим мы. Если быть до конца честным, то Пертопавловск-Камчатский и вправду город без яркого лица. Повсюду одни и те же пятиэтажки. Многие из них какой-то особенной конструкции, с мощными пилонами снаружи. Нам объясняют, что это сейсмическая зона и вести тут многоэтажное строительство опасно. «А как же Япония?», — думаю я про себя… Доезжаем до большой площади. Тут набережная, объясняет таксист, тут у нас народ и гуляет. Но сначала он высаживает нас у памятника Лаперузу. Мы фотографируемся. Несколько странный памятник — какой-то валун с якорем, по которому от руки масляной краской надпись. Но вот неподалёку и главная достопримечательность — монумент святым Петру и Павлу, библейским персонажам, в честь которых были названы пакетботы Витуса Беринга («Св. Петр» и «Св. Павел») в походе 1740 -1742 гг., положившем начало городу Петропавловску. Тут пруд, красиво ухоженный сквер, а невольное подтверждение тому, что памятник и впрямь важная достопримечательность города — это оградка вся в замочках. А вот и свадьбы… Нам с трудом удалось втиснуться между двумя церемониями, чтобы сделать свои фотографии и сферическую панораму.

Наш таксист знает хорошее место, откуда можно сделать панораму города. Это сопка, находящаяся неподалёку. Я гляжу на облака и понимаю, что с сопкой трюк вряд ли получится. Но мы всё равно едем к ней. Потом довольно долго делаем зигзаги по грунтовой дороге, взбираясь на сопку. Но с места, откуда по мнению таксиста открывается панорама города, перед нами открывается молочная пелена тумана. Мы взобрались на уровень облачности. Решаем спуститься чуть ниже. Но и тут в щель между зеленью, растущей на сопке и нижним крем облачности видна только узкая полоска города. Не везёт нам сегодня с погодой! Всё. Пора в гостиницу. Достопримечательности мы все запечатлели, а панораму снять не удаётся из-за погоды. Значит будем считать программу выполненной — что есть, то есть. Как бы то ни было, самый далёкий город России, город у подножия вулканов, город, где хотел бы побывать, наверное, каждый россиянин, так или иначе уже есть в нашей копилке впечатлений. А это — главное.

Сидя в номере, я планирую поработать над путевыми заметками. Но сначала меня заботит завтрашний вылет дальше по маршруту и погода. Мы уже однозначно засиделись в Петропавловске-Камчатском. Провели тут полных 4 дня. Хотелось бы вылететь завтра, пока не наступили выходные. Как всегда, я начинаю изучать погоду, загружать прогностические карты и происходящее меня совсем не радует. Чем больше я изучаю текущие метеоданные и прогнозы, тем больше я начинаю понимать, что завтрашний вылет под одним большим знаком вопроса. С южной части Охотского моря летит мощный циклон. Он толкает перед собой фронт обильной дождевой облачности. Вроде бы к субботе это должно пройти, но появляется другая проблема — охотский циклон сдвигается к траверзу Петропавловска и на западном побережье, которым мы должны лететь на север, разыгрывается сильный, хотя и попутный, ветер. Сильные ветер — это болтанка. А перегоны у нас тут планируются длинные. Это значит, что заправка должна быть «под пробки» топливных баков. Но лететь на предельно загруженном вертолёте в условиях сильной болтанки очень небезопасно. Мало того, что это большие нагрузки на матчасть, это ещё и нервозный, трудный полёт для пилота. Полное погодное счастье приходит на полуостров только на следующей неделе, но для нас это уже не приемлемо по времени. Впрочем, сейчас нервничать по этому поводу ещё рано. Вдруг прогноз не оправдается и нам можно будет улизнуть завтра? Это покажет только завтрашний день.

Итог дня — пройдено 248 км за 1:40 летных часа