Этот день обещает быть особенным. Сегодня мы должны будем достичь второй особой географической точки на нашем маршруте. Это географический центр России. Утро выдалось погожим. Солнце, на небе ни облака, правда довольно жарко, +27*С и это в 9 утра. Впрочем, понятия дня и ночи на севере теряют смысл. Ночью солнце лишь склоняется к горизонту, не давая особенно остыть земле. Не смотря на то, что Туруханск находится ниже полярного круга, но даже здесь ночи такие светлые, что скорее похожи на ранний вечер. Нам жара не помощник. Чем выше температура, тем менее плотный (более «жидкий») воздух, а значит и подъемная сила нашего несущего винта будет ниже. И это при том, что нам надо будет «сходить» в глухомань и вернуться обратно — и всё на своём топливе! Заливать баки придется так, что наш взлётный вес будет близким к критическому, и жара лишь усугубит ситуацию.

В гостинице такие излишества, как питание не были предусмотрены, поэтому проснувшись не очень выспавшимися (что стало уже привычным), мы сразу двинули к аэродрому. Заправили полный основной бак и еще ~250 литров в дополнительный бак в нашем багажнике. Взлёт оказался ожидаемо трудным, но на аэродроме есть возможность разогнаться и перейти на косую обдувку несущего винта (когда резко повышается его подъемная сила) еще в зоне влияния земли. Таким образом, мы взлетели, не сильно и не долго напрягая наш двигатель и через минуту уже набирали высоту, вставая на курс.

Маршрут был проложен не напрямую, а по низинам, руслам рек и ущельям с учетом рельефа местности. Получалось несколько дольше и длиннее, но зато не нужно было карабкаться поверх гор, что с нашим весом во-первых не безопасно, а во-вторых, потребовало бы возможно больше топлива, чем на небольшой обходной манёвр. А кроме того, лететь в таком вертолёте, как Robinson на большой высоте не очень уютно. Чувствуешь себя воздушным шариком, висящим где-то в вышине. Держать равновесие и пилотировать становится трудней, а нам сейчас лишние трудности ни к чему.

Вертолёт с трудом карабкался вверх, набирая необходимую высоту и вот мы уже входим в горный массив. После равнинного полёта, горы завораживают своей величественной красотой. Они не слишком большие в тех местах, но очень живописные. Мы летим, коротая время на фотографировании и съемке этих красот. Постепенно высота растёт, но горы достаточно пологие и не приходится особенно быстро маневрировать. Наш вес понемногу снижается с выработкой топлива, и через полтора часа, когда озеро Виви уже близко, полет становится вполне комфортным. Места тут очень глухие. Следов человека нигде не видно. Мы видим сначала одиночного лося, потом поодаль лосиху с двумя телятами, плывущие в озере. Мы снимаем всё это на фото и видео. Лоси нам еще не попадались…

И вот, мы в узкой долине реки, впадающей в Виви. В горных реках еще полно льда и снежных кос. Озера в горном массиве Эвенкии имеют тектоническое происхождение и являются резервуарами воды, стекающей с гор в долины. Формы озёр специфичны — они узкие, длинные, протянуты с севера на юг и при этом довольно глубокие. Виви — одно из них. Наконец, перед нами раскинулось это величественное горное озеро, и мы летим к южной его оконечности, которая и указана во всех справочниках и в Википедии, как географический центр Российской Федерации. У нас нет точных координат стелы, воздвигнутой на этом месте и мы снижаемся и летим не быстро над деревьями, высматривая в лесу что-то необычное. Вскоре я замечаю главку маленькой часовни и рядом с ней монумент в виде стелы и с гербом России на её вершине. Сесть рядом не получится — везде деревья, но метрах в ста на берегу имеется удобная площадка, и мы туда садимся.

И тут тоже довольно жарко. Тёплые воздушные массы накрыли обширные пространства в этих регионах, и мы радуемся нашему везению. Отличная погодка для съемки. Тут небо уже не совсем безоблачное, но небольшие белые облачка лишь украсят наши кадры. Мы выгружаем наш фото- и видео скарб из вертолёта, в какой-то момент поворачиваю голову к нашей хвостовой камере GoPro и не могу понять в чем дело… Камеры на месте нет! Зову Витю всё еще не веря своим глазам. Камера, которая снимала со стабилизатора хвостовой балки отсутствует. Прозрачный пластиковый герметичный корпус, в котором была установлена камера, отломился от крепления. Чёрт подери, как жаль! И камеру жаль — самая последняя, GoPro Black Edition, и запись на ней жаль. А теперь, видимо, придётся попрощаться и с идеей установки камеры на хвосте. Нам и раньше эта камера доставляла больше всего неприятностей. Вибрации там большие и видеозапись получалась плывущая, смазанная. А то, что камера отломилась в полёте говорит лишь о том, что вибрации и впрямь значительные и, видимо, не стоит туда больше крепить камеры.

Не успели мы поохать насчёт потери камеры, как вдруг — не может быть! — мы слышим далёкий звук моторки… Вглядываемся в зеркало озера — в нашу с той стороны мчится лодка с человеком. Вот это да! Пролететь почти два часа в совершенно диких местах и неожиданно встретить жизнь кажется необычным. На всякий случай вешаю на ремень «Осу». Кто знает, что это может быть за человек. Немало бродит разного лихого люда по северу, скрывающиеся и беглые преступники, чёрные старатели, браконьеры… К нам подходит бородатый человек в обычной для этих мест зеленой униформе. Оказывается это егерь, живет с женой на том берегу, присматривает за этими местами. Он уже знает о нашем прилёте из телевизора и с гордостью сообщает, что ждал нас. Фотографирует нас на свою мыльницу. Мы неспешно беседуем и движемся к тому месту, которое было давно запланировано у нас в маршруте.

Тут и впрямь стоит небольшая часовня, выше — на пригорке — вот он, предмет нашей охоты, монумент в самом центре России. Мы занимаемся нашим привычным делом — съёмками. Виктор уже освоил профессию кинодокументалиста и снимает видео со штатива. Я бегаю с фотоаппаратом и ищу интересные ракурсы и сюжеты. Оказывается, место это довольно посещаемое. Ну, по местным меркам, конечно… Иван — так зовут нашего егеря — рассказывает, что несколько раз в год сюда приходят или приезжают разные люди. Прилетают, конечно, реже, но Ми-8 он тут как-то тоже видел. Выражает удивление, как это на такой стрекозе можно прилететь в эти дальние края… Вскоре он прощается и уходит, видя, что мы заняты и бегаем в мыле.

Я притащил из вертолёта спутниковый терминал Инмарсат, не особо надеясь на связь — просто хотел проверить его в работе, но он быстро схватил спутник. Я вышел в Фейсбук, отметился и написал короткое сообщение о прибытии в центр России экспедиции «Россия 360». В нашем штабе возникает идея записать аудио-приветствие экипажа из центра России, и я через спутниковый телефон Иридиум надиктовываю короткое сообщение. Видео и панорамы сделаны, дошла очередь до фотосессии с флагами наших партнёров. Мы устанавливаем табличку с эмблемой экспедиции и отдаём должное нашим партнёрам и спонсорам, которые помогают нам в осуществлении проекта.

Незаметно проходит два часа. Вот так да… Надо поторапливаться, ведь аэродром в Светлогорске, куда мы сегодня возвращаемся, закрывается в 19:00 и нам надо непременно успеть! Начинаем гнать. Кучу тяжелого барахла надо перетащить обратно к вертолету. Комары, гады, просто достают, да еще со слепнями в придачу. Мы, мокрые, как цуцики, наконец загружаемся в вертолёт и напоследок идём умыться к озеру. Еще несколько минут, и мы уже в воздухе наслаждаемся струями воздуха, обдувающими нас через вентиляцию кабины.

Обратный маршрут я выбрал другой. Во-первых, нам лететь в другой посёлок — пусть он и неподалёку. Во-вторых, грустно летать одним и тем же путём. Обратный маршрут тоже не прямая линия и тоже пролегает над озерами, реками, по ложбинам и долинам гор. Горы, в общем, оказались не такими уж страшными, как я боялся. Они довольно пологие, что делало ветровую обстановку не столь критической. И всё же я постоянно был начеку, зная, насколько коварными могут быть воздушные потоки, особенно с загруженными вертолётами. Дорога по горам в Светлогорск столь же красива, но мы уже устали после беготни в жаре с комарами и слепнями и мечтаем побыстрее добраться до воды, напиться и принять душ. С водой мы как-то не рассчитали, и теперь мучила жажда.

Мы нервничаем. Вертолёт полегчал, топлива осталось не так много, и я вваливаю на всей возможной скорости, чтобы успеть до 19:00, но навигационный расчёт показывает, что мы чуть-чуть не укладываемся. Приземляемся в 19:10. Мы уже привыкли, что к нашему маленькому и расписному, как цирковая кибитка, вертолётику люди всегда проявляют интерес. Подходят, интересуются, задают вопросы, фотографируются. Чувствуя свою миссию пропагандистов малой авиации, мы стараемся ответить на все вопросы, не мешаем фотографироваться людям, когда просят — фотографируемся с ними. Аэродром в Светлогорске совсем небольшой. Полоса, маленький пустой перрон и скромное здание при нём. Но разговоры, которые ведут рядом с нами молодые люди, работники этого аэродрома, какие-то недоброжелательные. Один вроде бы спрашивает — зачем мол летите, а второй тут же встревает «проблемы другим создавать». Неужели мы создали много проблем? Я интересуюсь вежливо, чего мол так-то? Выясняется, что сегодня у них был невероятно трудный день. Мы были аж третьими! Да еще задержали их на 15 минут. Переработали! Я не поддерживаю дальнейшие споры и лишь удивляюсь про себя, как лень разъедает людей… В этой глухомани маяться неделями от безделья и страдать от того, что в один день приняли три несчастных борта.

Чтобы не дай бог не задерживать больше страшно уставших сотрудников аэропорта Светлогорск, мы уже в 19:30 загрузили свои сумки в УАЗик, приехавший нас встречать от имени поселковой администрации. Поехали по пыльной грунтовой дороге в посёлок, который оказывается расположен не так уж близко от аэродрома. Сам посёлок оказался буквально игрушечным — несколько кирпичных 3-4-5-этажных домов, стоящих довольно плотной застройкой, вот и всё. Светлогорску менее 40 лет. Он — результат ударных строек 70-х и 80-х (первый комсомольский десант высадился тут в 1975 году) и был построен специально для строителей и будущих работников Курейская ГЭС. Собственно, эта гидроэлектростанция и есть смысл появления данного посёлка.

Первым делом просим водителя завезти нас в магазин, где мы покупаем воду, и я в пару приёмов осушаю 1.5-литровую бутылку воды. Чёрт, давно не испытывал такого обезвоживания… Гостиницей оказалось общежитие всё той же Курейская ГЭС. Удобства на этаже, никакого общепита (есть только небольшая кухня), но даже эти условия кажутся шикарными в этих удалённых краях. Спасибо и администрации посёлка, и руководству ГЭС за гостеприимство. После короткого отдыха мы привычно уже топаем во всё тот же магазин, где покупаем ужин холостяка — пельмени, и чайно-кофейные принадлежности с печеньем. После перекуса мне удаётся настроить спутниковый терминал для выхода в Сеть, а Виктор отбирает и уменьшает фотографии, чтобы хоть что-то сбросить в наш штаб. Всё-таки фотографии из центра России имеют особую ценность! Еще у нас через администрацию есть договорённость с сисадмином ГЭС, сбросить что-то в Москву по его каналу. Мы перекидываем на его флешку небольшой архив. Теперь надо пользоваться всеми возможностями, чтобы пересылать файлы. Чем дальше, тем будет трудней с Интернетом.

Под закат дня мы еще находим остатки сил, чтобы прогуляться по посёлку с нашей фотоаппаратурой и даже дойти до «моря», как тут называют Курейское водохранилище. На улице тепло и местный люд использует шанс, чтобы искупаться. Тут более привычны к 50-градусным морозам, чем к +25…+30*С. Примерно метр на поверхности вода еще как-то прогревается, а на дне лёд! Но это их не останавливает, а вот мы не рискуем лезть в воду, тем более, что берег «моря» как-то не располагает к пляжному отдыху. Мы идём в общежитие отчаянно отбиваясь от стай оводов. Комаров тут почему-то нет, зато оводов столько, что словами не описать — тучи.

Завтра нам предстоит съездить для оплаты топлива на ГЭС — оно, как и всё остальное, принадлежит ГЭС, являющейся подразделением Таймырской энергетической компании, дочки Норильского Никеля. После оплаты керосина мы вылетаем в Норильск. Благо до него тут совсем недалеко — это вдвое ближе, чем тот путь, который мы проделали сегодня. Норильск — это наш последний островок городского комфорта, после которого начнётся нормальная суровая мужская жизнь. А пока — спать!

P.S. Итог дня — пройдено 654 км за 3:50 летных часа