антресоль и сетчатые конструкцииДаже когда вы отправляетесь в отпуск, у вас всегда есть с собой чемодан. У особо запасливых даже несколько. Но отпуск редко бывает больше двух недель подряд. К тому же, места, куда вы едите — не пустыня. Там обычно есть магазины и всегда можно купить что-то, что позабыл прихватить с собой из дома. Что же делать, когда отпуск будет продолжаться 6 недель (а может и больше!), а места, куда вы направляетесь, действительно далеки от цивилизации? Если о чем-то не позаботился заранее, купить будет уже негде! Всё, решительно всё необходимое надо взять с собой!

Примерно с такими мыслями мы начали подготовку к экспедиции. Но ведь экспедиция — не отпуск. Мы летим на работу. Наша работа как сам полёт, так и наша основная задача, кроме полёта — фото и видеосъемки. И как на любую работу, нам надо взять орудия труда. В случае вертолёта это расходные материалы для него и инструмент, а в случае съёмок — аппаратура. Я уже касался орудий труда фотокорреспондента и видеооператора. И некоторые мои коллеги даже уже высказывали сомнения по поводу возможности увезти это всё на небольшом вертолёте. :-) Но проблема состоит в том, что аппаратура для фото и видеосъемки — это лишь «полезная нагрузка» нашего багажа. Потому что есть еще и «ненужный балласт». антресоль и сетчатые конструкцииИм я шутливо называю предметы гигиены и одежду для пилотов на два сезона — увы, лето в Арктике не жаркое. А также разнообразное снаряжения для выживания, аптечку и аварийные рационы питания (НАЗы). Надеюсь, всё это нам не понадобится, но лететь без этого балласта нельзя. Вот и придётся тащить его за собой всю дорогу… А ведь у нас есть еще аппаратура для навигации и связи, которая тоже что-то весит.

Наша проблема веса и объема осложняется еще и тем, что из-за дополнительного топливного бака мы лишились багажника. Девяносто процентов его объема занимает сам бак, а оставшееся место будет занято колёсиками для перетаскивания вертолета по перрону, чехлом и останется еще место ровно под контейнер с техаптечкой: инструментами, сменными фильтрами, запасом трансмиссионного и моторного масла, воронкой, насосами, ёмкостью под отстой… Таким образом всё, что мы хотим взять с собой, должно быть размещено в каком-то месте кабины. И, как нетрудно догадаться, этим местом будут задние сидения для пассажиров.

антресоль и сетчатые конструкцииНадо сказать, что в вертолётах Robinson, есть еще багажные ящички под четырьмя сидениями кабины — два впереди и два сзади. Есть они и на поршневом R44, и на газотурбинном R66. Роль этих ящиков не сколько быть хранилищем вещей, сколько для целей безопасности. В случае жесткой посадки, эти коробчатые конструкции призваны сминаться под людьми, гася энергию удара и сохраняя жизни. Надо сказать, что это очень умное и эффективное инженерное решение. Но опыт показал, что желание людей набрать с собой всяких вещей столь велико, что ящики эти часто забиваются под верх, не оставляя пространства для возможной деформации. Как результат, вертикальная нагрузка, в случае чего, придется не на деформацию металлического короба, а на позвоночник человека со всеми печальными последствиями для последнего. Получив изрядную статистику на вертолетах R44, конструкторы решили, что пора положить этому конец. Первый ярус - сумки в ноги. И второй ярус контейнеровИ в своей новой модели R66 они решили значительно сократить объем этих ящиков. Но не за счет их размера, ведь безопасность не должна приноситься в жертву, а за счет их вместимости. Под сидушки инженеры установили объемные пустотелые пластиковые боксы, которые просто не дадут сидению закрыться, если под сидением будет слишком много вещей. Эти боксы резервируют объем пространства под сидением, который будет использован в случае аварийной посадки. Вот такое принуждение к безопасности, но за счет объема бардачков. Для модели R66 потеря не слишком болезненна, ибо в нем имеется огромный багажник! Однако в нашем случае багажник — это то, чего у нас нет. Мы ведь должны и дополнительное топливо в чём-то везти.

Все три яруса контейнеров установленыВсё это я рассказал для того, чтобы было понятно, что под сидения особо много не положишь. Мы зарезервировали задние ящички под хранение крайне редко используемых вещей, среди них мощный фонарик, спасательные жилеты для воды, баллончики с кислородом и что-то аналогичное из разряда аварийно-спасательного. А передние бардачки будем использовать напротив, только для постоянно используемых предметов, это всякие жёлтые жилетки для хождения по перрону, документация на вертолет, оперативный набор инструментов, фонарики и тому подобное.

Таким образом, перед нами встала задача, куда класть всё остальное? Можно тупо все свалить на задние сидения в каких-то разнокалиберных сумках. Но мы подумали, что будет куда удобней изготовить на заказ особые сумки-контейнеры, пошитые специально под размеры свободных мест задней части салона. А в этих контейнерах организовать перегородки, всё тщательно разложить, подписать и составить опись укладок. Практически так же, как это делается для космонавтов, отправляющихся на орбиту. У них проблемы, схожие с нашими — ограничение веса, недостаток объема и теснота, которая вынуждает укладывать вещи очень тщательно, плотно и компактно. А тут уж без описи не обойтись.

Техконтейнер в багажное отделениеСреди наших вещей, будут и нестандартные. Я имею в виду, прежде всего, длинномеры: охотничье ружьё, стедикам для видеокамеры, возможно, будет что-то еще. Для них мы придумали длинную сетчатую конструкцию, которая будет закреплена на задней стенке кабины. Она похожа на полочки для мелочей, которые можно видеть в поездах, только у нас она мягкая и намного длинней. По сути, это сетка с липами на длинных сторонах.

Поскольку мы хотим снимать пейзажи и животных, в том числе и в полёте, мы подумали, что могут быть случаи, когда нам придется летать со снятой дверью кабины. Это, кстати, не экстрим, такое допускается в РЛЭ вертолёта. Но в этом же РЛЭ есть важные предупреждения о безопасности, касающиеся незакрепленных вещей в салоне. К сожалению, было немало печальных случаев, когда при полёте без дверей вещи, выдуваемые из салона ветровыми потоками, засасывало в рулевой винт. Другими словами, нужно серьезно подумать над тем, как сделать, чтобы в кабине всё было максимально закреплено и защищено. Мы придумали специальную перегородку между передней и задней частью кабины. Она представляет собой сетку на растяжках, которая удержит в задней части салона любой незакрепленный предмет. Да и вообще, она удобна для организации багажного отделения в вертолёте.

Пространство для рюкзаковВ полете — особенно длительном — всегда есть что-то, что необходимо постоянно иметь под рукой. Это могут быть карты, термос с чаем-кофе, бутерброды, какие-то мелочи в виде блокнота, авторучек, сменных аккумуляторов и объективов. Наконец, это может быть верхняя одежда — куртки, штормовки, плащи, без которых на улице холодно и не уютно, но лететь в которых тесно и неудобно. Для хранения таких вещей мы придумали целый ряд органайзеров. Один — для авторучек, воды, аккумуляторов и прочего — посередине между сидениями пилотов. Еще два кармашка сделали на дверцах. Туда можно класть карты, мобильники, сигаретные пачки, жвачки и другую мелочёвку. А для крупных вещей — курток, плащей, фотоаппаратов, объективов, термоса и еды — сделали отличный гамак-антресоль над багажным отделением задней части салона. Эта антресоль упруго растягивается на растяжках, да еще объединяется с помощью ленты-липучки с сетчатой перегородкой, образуя очень прочную и удобную конструкцию подвесного хранилища, к которому всегда есть доступ со стороны пилотов, которое при этом вместительно и почти ничего не весит. Я считаю это тоже одна из наших находок.

Рабочее состояние для перелётаТщательно замерив все размеры, мы отдали чертежи для пошива сумок-контейнеров. Но когда получили заказ то, как это часто бывает, нас ждало разочарование. Многие размеры не подошли, каких-то растяжек или крючков не хватило, какие-то оказались лишними. Сумки-контейнеры нам изготовили жесткими (с двойными пластиковыми вставками, чтобы они держали форму), да еще без ручек. В результате оказалось, что сумки жутко переутяжелены, неоправданно жесткие и трудно вставляются на свои места. Потребовалась еще одна серия измерений и еще одна итерация для исправления ошибок. Зато сейчас получилось идеально! Вес значительно снижен, всё отлично подошло, удобно и грамотно — любо-дорого глянуть.

На сегодня наши контейнеры выглядят вот так (см. фотографии: наведите курсор для получения подписи). Коротко говоря, это три яруса сумок-контейнеров, вписанных в пустоты заднего ряда кресел, плюс поддоны под сидения, плюс сумка в багажное отделение, плюс сетчатые конструкции.

Подробней…

  • В каждый бардачок под сидениями вставлен поддон-органайзер с перегородками на липучках. Все поддоны вписаны в размеры бардачков.
  • На задней стенке кабины устроена длинная мягкая сетчатая сумка (полка) для хранения длинномерных предметов.
  • Под потолком заднего ряда кресел установлена антресоль, выполненная в виде гамака на растяжках.
  • Мягкая сетчатая перегородка установлена между передней (пилотской) и задней (багажной) частями кабины. Перегородка растягивается на растяжках, а по верхнему краю соединена с антресолью с помощью ленты-липучки. По краям и в центре позволяет получить доступ в багажное отделение.
  • Две трапециевидные (расширяющиеся к низу) полужесткие вертикальные сумки устанавливаются в ноги задних крайних пассажирских мест (что у окон). Внутри сумок имеются перегородки на липучках для организации внутреннего пространства.
  • Один небольшой жесткий вертикальный контейнер устанавливается в ноги среднего пассажирского места. Учитывая, что среднее место проходит над тоннелем тяг управления, средний контейнер выполнен меньшей высоты, чтобы высота всех трех напольных сумок оказалась на одном уровне. Этот уровень подогнан под уровень сидений заднего ряда, чтобы образовалась единая плоскость (откидывания сидений задних пассажирских мест сохранено). Это нижний ярус.
  • На большую получившуюся плоскость сверху устанавливается средний ярус — три сумки-контейнера: две побольше (за сидениями первого ряда) и одна поменьше — на среднее заднее кресло. Внутри контейнеров имеются перегородки на липучках. Все три контейнера также образуют единую плоскость.
  • На средний ярус сумок-контейнеров сверху устанавливается верхний ярус из двух контейнеров, аналогичных большим контейнерам среднего яруса.
  • Внутрь багажного отделения устанавливается сумка-контейнер, аналогичная среднему контейнеру среднего яруса.
  • Имеется, также, органайзер между сидениями пилотов (для бутылок, аккумуляторов, авторучек) и сетчатые бардачки на передние двери.
  • В комплекте контейнеров имеется специальная «зарядная сумка», специально разработанная для быстрой зарядки многочисленных устройств и гаджетов в условиях проживания, при наличии розетки 220 V (о ней расскажу потом отдельно — это тоже наше ноу-хау).

Нужно добавить, что все сумки-контейнеры имеют на своих внешних гранях ленты-липучки, позволяющие скреплять между собой контейнеры в кабине в единое целое. Получается такое «лего» из контейнеров, которые подогнаны под размеры всех свободных пространств заднего ряда кресел. Удобно и технологично.

Но это еще не всё! У нас есть, также, отдельный фоторюкзак (там фотоаппараты, объективы, штатив, аккумуляторы и зарядки). Отдельный видеорюкзак (там видеокамера, свет, объективы, штатив, аккумуляторы и зарядки),. И еще есть индивидуальные рюкзачки с личными вещами. Если контейнеры предназначены для того, чтобы «жить» в вертолете в течение всего перелёта, то рюкзаки будут уноситься с борта. Вот так серьезно мы подошли к вопросу раскладки и хранения вещей. И правда, там у нас не будет времени рыться в чемоданах и думать, что взять с собой, а что оставить на борту. Лучше продумать всё заранее, что мы и сделали. Ну и как? :-)