Этот день обещает быть довольно скучным. На сегодня у нас запланирован перелёт в Норильск. Дорога небольшая, около 350 км. Это часа полтора лёта. Но как потом оказалось, неожиданно день оказался довольно интересным и насыщенным.

После подъёма в ГЭСовской общаге, мы глотнули кто чай, кто кофе и позвонили нашему водителю, который был прикомандирован к нам администрацией посёлка. Конечно же, перед убытием из Светлогорска мы никак не могли упустить случая лично поблагодарить Антипенко Людмилу Николаевну за оказанную нам помощь. Без водителя и ночлега я не знаю как бы мы вообще обошлись.Несмотря на то, что общежитие принадлежит ГЭС, именно она хлопотала за нас. Мы тепло поблагодарили Людмилу Николаевну, вручили ей диплом волонтёра и вымпел с символикой нашей экспедиции.

Еще одним делом было оплатить топливо. В отличие от других аэропортов, здесь владельцем топлива была не топливная компания и не сам аэропорт, а ГЭС — главная в посёлке экономическая сила. И чтобы оплатить топливо придётся туда заехать. Впрочем, я не расстроен, мне интересно поглядеть на ГЭС вблизи. Она может быть и не самая большая в мире, но пять 600-мегаваттных энергетических блока — это тоже могучая сила. И почти вся эта сила отправляется в Норильск, на тамошние заводы и комбинаты.

Приехали на ГЭС. Интересное сооружение. Мы еще не зашли на территорию — я лишь выписываю пропуск, а Виктор собирает панормную установку, как к нам прибегает охрана и отчаянно машет руками — нельзя! Объект строго режимный, снимать никак нельзя. Нда…Не ужели по нам не видно, кто мы такие? Да и на территорию мы даже не зашли — снимаем снаружи. Ладно. Поскольку мне всё равно заходить внутрь для оплаты, попробую договориться. Охрана адресует меня к Ададуровой Вере Александровне, замдиректору Курейской ГЭС. Захожу, быстро оплачиваю топливо и направляюсь к начальству.

Поначалу Вера Александровна встретила меня настороженно. Снимать? Кто такие? Согласовывали ли заранее? Но понемногу, в процессе беседы ситуация со мной стала проясняться. Вот у Веры Александровны нашлись на столе и наши документы — запрос на топливо. На всякий случай она позвонила в Норильск к вышестоящему начальству — можно ли экспедиции поснимать на ГЭС? Я задаю ей вопросы, интересуюсь историей посёлка и ГЭС и наконец чувствую, что Вера Александровна приняла мою персону, стала намного доброжелательней и начала довольно подробно рассказывать о ГЭС, которой, судя по её эмоциям, она гордилась и которую любила. Наверное в рамках моих путевых заметок не стоит подробно рассказывать о самой ГЭС — информацию о ней можно найти в Интернете. Но ато будет интересно поглядеть на электростанцию нашими глазами. Тем более, мы первые, кто приехал сюда с аппаратурой панорамной съемки.

Вера Александровна не только разрешила нам снимать, она любезно предложила даже пройти в машинный зал — к турбинам. Мы сделали панораму машинного зала, затем спустились уровнем ниже, где своими глазами увидели колоссальные стальные маховики. Представьте себе железку диаметром 5 метров, крутящуюся на бешеной скорости. Гул, ветер от неё треплет волосы, горячее тепло… Это вселяет настоящий трепет даже в наши суровые мужские сердца. Мы фотографируем и здесь. Затем выходим на улицу и делаем пару панорам снаружи, в том месте, где воды Кунгурского водохранилища сквозь лопатки турбины стекают в реку Курейку.

Вера Александровна рассказывает, что в ста километрах ниже, у устья этой самой реки Курейки, имеется деревня с аналогичным названием и оказывается она и есть то самое место, где при царе отбывал ссылку Иосиф Джугашвили (Сталин). Помните знаменитую песню, со словами «И вот сижу я в Туруханском крае, где при царе сидели в ссылке Вы»? Многие думают, что место ссылки Сталина — в Туруханске. Но нет. Оно было в этой самой дереве Курейке.

Я мотаю на ус эту информацию. У нас сегодня относительно короткий перелёт и крюк в сотню-полторы километров совсем не затруднит нас. Тем более, место такое интересное. Вера Александровна рассказывает, что в сталинское время, да и позже, там действовал настоящий мемориал и музей, имелась статуя Сталина. Корабли, проходящие по Енисею в этом месте, обязательно давали сигналы, там имелась пристань и пассажирские теплоходы возили сюда людей. Шутка ли — место ссылки самого отца народов! Кстати, деревня стоит прямо на полярном круге и на другой стороне реки имеется старый знак. Про этот знак я не знал и подумал, что он обязательно должен войти в нашу коллекцию «полярных кругов».

Мы отлично поснимали всеми видами нашей техники Курейскую ГЭС, которая стала нам уже близкой и знакомой, но нам надо улетать. Благодарим Веру Александровну за время, которое она нам уделила. Она дарит нам фирменный календарь и брошюру о ГЭС, мы — нашу символику и мы прощаемся с нашим гостеприимным гидом и руководителем гидроэлектростанции. Как хорошо, что мы встречаем на своём пути таких замечательных людей. Наша копилка впечатлений и наши карты флеш-памяти наполняются бесценной информацией.

В аэропорту Светлогорска, измученные непосильным трудом работники начинают со мной разговор о том, что они не собираются работать бесплатно. Мы должны им заплатить за переработку. Спрашиваю, сколько? 10 тыс. рублей. Ох, я аж крякнул. Неплохо за 15 минут сверхурочных. Ладно, говорю, выставляйте счет, оплатим. Нет — платите наличными! Тут уж я не выдержал — жирно будет. Даю 5 тысяч, и вскоре мы взлетаем с неприятным осадком на душе. Какие контрасты — отзывчивые и гостеприимные руководители посёлка и ГЭС и работнички-барыги.

Сначала мы делаем небольшой крюк в сторону ГЭС и, не пролетая над ней, делаем со стороны несколько снимков общего вида. Для завершения картины, так сказать. И тут же берем курс на устье Курейки. По прямой тут около 70 километров — пустяк. Мы делаем круг над деревней — в ней есть вертолётная площадка. Но она далековато расположена, и мы приземляемся на песчаный пляж Енисея, прямо рядом с посёлком. Конечно, сбегается пол деревни, пацаны на мотоцикле — полный аншлаг. Все фотографируются. Тем временем, у местных мы выясняем, что монумент Сталину расположен не в самой деревне, а севернее в 5 километрах. Правда он давно разрушен и сгорел. А знак «Полярный круг» воооон он — на другой стороне, видите?

Мы отлетаем от деревни и на малой высоте ищем, где тут мог быть монумент… И правда, есть. Садимся в высокую траву на заросшем лугу. Здание действительно когда-то сгорело, но лишь изнутри. Каменная коробка осталась. А вот и памятник. Сталин валяется тут же, лицом в землю. Эпические кадры! Мало кто знает, что есть такое место. а еще меньше людей здесь были. Мы делаем панораму и фотографии. История есть история. Жаль, что это разрушено и забыто. Ведь уже никто не помнит, какие были фараоны, хорошие или плохие, но памятники монументы их времени привлекают людей, интересующихся историей. Тут могло бы быть так же.

Перелетаем реку, снимаем очередной знак полярного круга. Но тут мы не будем садиться. Этот знак не на автомобильной дороге, а на реке. Он предназначен для проходящих мимо судов — смотрит с высокого берега в сторону воды. Поэтому мы зависаем и делаем снимки с воздуха. Этого достаточно. А знак и впрямь раритетный, это не новомодные стелы Газпрома, а старая советская школа.

Мы выполнили нашу программу съемок на реке Курейка. Она нам подарила сразу несколько интересных мест — ГЭС, бывший монумент Сталину и знак «Полярный круг». Но теперь пора в Норильск. Смотрю на топливомер — да, пожгли мы керосин на наших незапланированных мероприятиях… Но вроде должно хватить, правда в обрез. Не люблю я так летать. Тем более, места тут довольно дикие. Это вам не Подмосковье… Я даже запрашиваю штаб, есть ли возможность в случае нехватки топлива присесть и дозаправиться в аэропорту Игарки? Мы проходим Игарку мимо… Оказывается это невероятно сложно. Масса каких-то проблем, и если мы сядем в Игарке, сегодня мы уже точно не вылетим дальше. Нет, такой аэродром нам не нужен… Но я смотрю на указатель скорости — она приличная, 220-230 км.час Нам помогает ветер! Он дует аккурат нам в хвост и дарит дармовые километры, на которые не требуется топлива. Прикидываем еще раз — фу, кажется проходим! И даже еще немного останется. Правда, при подлёте к Норильску на нашем пути встал небольшой горный массив. Я думал, что пролечу над ним, но он оказался немаленьким. Пришлось обходить с востока. Впрочем, с помощью ветра мы летели довольно быстро, и я не волновался за керосин в баках. А вот если бы ветер был такой же, но дул бы в нос, была бы у нас проблема. А ведь вылетали мы. взяв топлива даже с запасом. Нет, никогда не стоит пренебрегать загашником, мало ли что.

Еще задолго до подлёта к Норильску, мы стали наблюдать загадочную картину — на сотни километров, куда глаза хватало с высоты полёта вертолета, стоял и лежал мёртвый лес. Неужели это от норильского комбината? Наконец, из-за гор мы увидели дым. Много дыма. А затем и трубы, из которых он валил. Да, это определенно Норильск.

Посадку мы совершили на частном вертодроме вертолётной компании «Норд-Авиа». Отличная площадка, ангары, аккуратный домик пилотов и офис. Никакой волокиты и беготни, как в аэропортах. Смотрим, нас уже поджидают норильские журналисты и съемочная группа. Да, это верный признак большого города. Мы знакомимся с Андреем Федосовым, хозяином площадки и с Ларисой Куликовской — нашим волонтёром и добрым помощником по подготовке нашего пребывания в Норильске. Мы общаемся с журналистами в рамками мини пресс-конференции, устроенной тут же, в здании вертолётной компании. Хозяева подготовились, красиво подготовили стол, угощают нас кофем и конфетами. Наконец, всё окончено. Мы чехлим вертолёт — сегодня заправлять его лень Андрей организовал машину для доставки нас в гостиницу. Всё быстро и чётко. Теперь я знаю, куда советовать друзьям-вертолётчикам прилетать, если они соберутся в Норильск.

Мы решили остановиться в Норильске на две ночи. Для этого было несколько причин. Во-первых, нужно писать путевые заметки и сортировать фото, а для этого безумно не хватает времени. Для нас это шанс наверстать отставание. Во-вторых, хочется банально выспаться. Нам это не удаётся сделать ещё с Салехарда. В-третьих, рядом с Норильском есть город Дудинка. Нам там тоже нужно побывать. Ну и до кучи — хотя мы об этом не знали заранее — в Норильске завтра празднование 60-летия города. Впрочем, день города для нас скорее проблема. Все приличные гостиницы оказались забиты под завязку гостями из Красноярска, из Москвы и разнообразными артистами. Досталась нам лишь гостиница «Норильск».

О, эта гостиница заслуживает отдельного описания. Нет, я не капризничаю. Мы жили и в более спартанских условиях до этого, но то были маленькие посёлки. А Норильск — это довольно крупный город, а соответственно и требования тут другие. «Норильск» не ремонтировался, видимо, еще с советских времён. Затхлые номера, обшарпанные двери со щелями в пол пальца, старый скрипучий и протёртый пакетный пол, такая же скрипучая древняя мебель… Туалет — это отдельная история. Я уже, честно, и подзабыл эти санузлы худшего советского образца. С древним потрескавшимся белым кафелем, с унитазами, ваннами и сантехприборами Made in USSR. Вы можете представить, что с ними стало теперь, спустя десятилетия? Наверное, они сохранились ещё у одиноких древних бабушек и… в гостинице «Норильск». Надо ли говорить, что уборка в номерах не велась, пока мы там жили. В общем, сдавать такие номера за деньги должно быть стыдно хозяевам заведения.

Своего интернета в гостинице не было, зато были карточки платного Интернет-провайдера, и после Туруханска и Светлогорска у нас появился шанс поработать и придать немного интерактивности нашему путешествию. Под яркий солнечный заполярный вечер мы решили поужинать в ресторане, вкусить, так сказать, роскоши городской жизни. Но и тут нас ждал облом. Весь город накануне Дня Города гулял. Стояла прекрасная теплая погода и население вовсю использовало теплые деньки, так что все заведения были плотно оккупированы. Мы прождали наших блюд в ресторане «69 параллель» около полутора часов и уже было решили уходить, как начали приносить. Еда оказалась фиговой, и мы лишь пожалели о том, что потеряли время.

Вечером мы засели за компьютеры, активировали платные карточки Интернета и погрузились в работу. Выспаться — хотя это была наша мечта — завтра, увы, не получится. В 10:00 у нас пресс-конференция в студии для норильских журналистов. Потом, нам надо оббежать город и окрестности, чтобы заснять его всеми видами съемки. А еще мне надо написать три отчета — один сегодня и два завтра. Планы-планы… С теми задачами, которые мы на себя взвалили, нам надо после дня перелёта иметь минимум один свободный день для спокойной работы за компьютером. Но этого дня нет.

Мне удалось-таки написать очередной отчет, пока я не упал без сил в два часа ночи, хотя в окне бушевало летнее солнце.

P.S. Итог дня — пройдено 458 км за 2:22 летных часа