Даже когда я сам себе разрешаю выспаться, это у меня не всегда получается. Дурацкий внутренний будильник будит меня. И даже если я понимаю, что можно еще спать, просто валяюсь, кручусь с боку на бок, но уснуть уже не получается. Через полчаса я встаю — надоело бесполезное лежание. На часах девять утра местного времени. Витя спит как сурок, и мои хождения его нисколько не тревожат, как не тревожит и солнце, светящее прямо в окно и на Витину кровать.

Но надо заниматься чем-то полезным. Сажусь за отчеты. Они занимают у меня почти всё свободное время, пока я не в кабине вертолёта. Предыдущие заметки я закончил на подлёте к центру России, а вчера вечером ударными темпами написал, как мы долетели до Норильска и провели там время. Сегодня у меня в планах, кроме полёта в Верхоянск, написать о нашем путешествии на Диксон. Сажусь за компьютер, и пока Витя сопит на своей койке, я пишу…

Но главное на сегодня всё-таки — Верхоянск. Это посёлок неподалёку от Батагая, где когда-то была зафиксирована самая низкая температура в северном полушарии Земли. Но Верхоянск находится совсем недалеко — всего в 20 минутах полёта и спешить нам некуда. Более того, мы привязаны к полётам вертолётчиков «Полярных Авиалиний», которые сегодня работают и благодаря которым мы тоже можем полетать. Такое «окно» в выходном дне аэропорта нам открыл Олег Витальевич — спасибо ему огромное. В тени полётов его вертолетчиков можем слетать в Верхоянск и мы. Иначе потратили бы день вхолостую.

На часах 11:00 и наконец встает Виктор. Тут же зашевелились вертолётчики с Ми-8 — мы слышим, что они собираются на аэродром. Это значит, что и нам пора. Ведь мы можем летать, пока они летают. У них в планах сегодня работать 4 часа, значит у нас тоже есть 4 часа для Верхоянска. Нам должно хватить. Собираемся, берём наши вещи и идем в аэропорт — он рядом. Учитывая, что слетать нам надо туда и обратно, нет никакого смысла таскать с собой кучу сумок. Решаем снять часть груза с вертолёта. Олег Витальевич и тут помогает нам — на своей машине он отвозит наш багаж в здание аэровокзала. Слетать налегке всё равно не получится — заправились мы под пробки с учётом того, что утром в понедельник мы вылетаем на Депутатский и далее в Чокурдах. Но хотя бы перегруза не будет.

Короткий полёт, и вот мы уже закладываем вираж над посёлком. Его и правда подтопило, хотя никакой катастрофы мы не видим. Посёлок построен в широкой долине реки Яна, на месте старых русел реки. Так что не удивительно, что посёлок регулярно затапливает, а иногда затапливает сильно. Крайнее сильное наводнение было в 2004 году, однако наводнение этого года, по слухам, даже сильней. В верховьях реки и в горах долго шли дожди, и результат не заставил себя ждать.

Мы фотографируем ситуацию с воздуха и заходим на бывшее лётное поле аэродрома. Когда-то тут была ГВПП, сохранилось даже старенькое деревянное зданьице аэропорта, совмещенное с вышкой, немного потешное из-за своей миниатюрности. Поле давно используется посёлком не по назначению — тут пасутся коровы, ездят грузовики из карьера, какие-то нагромождения непонятно чего. Находим свободное место и садимся. Правда, пока мы не понимаем, как быть дальше? Поле находится от посёлка на удалении — неужели пешком? С нашими-то камерами…

Не успели вытащить свои причиндалы из вертолёта — смотрим, лихо подруливает УАЗ-«буханка». Ох уж эти «буханки»… Теперь я знаю на кого работает ульяновский автозавод! Из буханки выходят люди. Оказывается, к нам подъехало руководство — мэр Верхоянска Павлов Виктор Герасимович и главный человек из местного МЧС. Удивительная оперативность, смеёмся мы. Но оказывается дело в другом… Тут, неподалёку, имеется небольшой песчаный карьер, откуда грузовики возят песок для укрепления водозаградителной дамбы. А глава администрации вместе с МЧС-ником как раз ехали проверять, как идут работы. И тут мы садимся, как снег на голову. Мы знакомимся и нас предлагают довезти до посёлка и до метеостанции, которая находится в самом дальнем конце. У нас не посёлок, поправляет меня Виктор Герасимович, а город! Вот так да… А по виду — посёлок еще меньше Батагая. Ох уж эти административные выверты… Не поймешь, почему вполне городская застройка с многоквартирными домами является посёлком, а деревня деревней с частными домиками на двух улицах именуется городом? Наверное, это что-то связанное с финансированием, не иначе.

Вместе с городским головой мы едем сначала в карьер, затем на дамбу и, в конце концов, мы едем в посёлок, тьфу — в город! Мэр высаживается у здания администрации, а нас везут к старинной метеостанции — той самой, которая почти полтора столетия назад зафиксировала тут нижайшую температуру северного полушария. Мы знакомимся там с метеорологами, фотографируем и потом едем к старой памятной стеле, поставленной уже много лет назад и символизирующей полюс холода.

Но уже довольно давно имеется и другой монумент Верхоянска и одновременно символ полюса холода — это, так называемый, мамонт. Он стал даже более известен и является сейчас тем знаком, которым славен Верхоянск и полюс холода в печати и в Интернете. Мы решаем провести фотосъемку сферической панорамы и фотосессию с флагами партнёров и спонсоров у мамонта. У монумента — информационная табличка, рассказывающая об истории появления Полюса Холода. Мы довольно быстро проводим съемки у очередного интересного географического символа нашей страны.

В заключение, нас везут в местный краеведческий музей, который так и называется — музей «Полюс Холода». Но музей, вопреки названию, вовсе не про полюс холода. Это краеведческий музей города Верхоянска. Он рассказывает о местном крае с древних времён и до наших дней. Неплохой музей, очень болеющая душой за музей старенькая бабушка-директор, которая является одновременно и экскурсоводом. В музее собрана довольно обширная коллекция археологических находок и материалов по освоению края. Мы с интересом провели часа полтора в музее и в конце экскурсии уже даже начали немного нервничать,ведь нам выделили всего несколько часов на дела в Верхоянске, а нам нужно еще сделать фотосъемки. Мы сделали несколько фотоснимков в музее — они тут тоже платные, но мы не возражаем. Пусть наши деньги пойдут на благое дело. Прощаемся с хозяйкой музея — нам надо спешить обратно.

Выходим, но машины, с которой нам так помог глава города, нет. Мы не в обиде. Нас никто не обязан возить, тем более, что в городе сейчас суета по поводу подтопления и тут явно не до нас. Топать до вертолёта прилично, но делать нечего. Грузим на себя наши сумки и идём к вертолёту. Уставшие, но довольные взлетаем. Мы сделали всё, что планировали и даже больше. Музей оказался явно сверхплановой, но очень интересной нагрузкой. Время почти на исходе, но мы узнаём, что вертолётчики на Ми-8 еще не вернулись на базу, а это значит, что у нас есть еще немного времени. Штаб прислал нам на СМС список координат интересных мест вокруг Батагая, которые стоило бы посетить, раз мы уже здесь. Наш заочный друг, бывший вертолётчик Михаил Петров, отлетавший в этих краях долгое, время прислал нам список того, что может представлять интерес для экспедиции — это огромный провал в земле, вызванный таянием подземной ледяной линзы, красивые скальные останцы выветривания на Мать-горе, старые оловянные шахты и т.д

Ввожу по-быстрому координаты первых трёх достопримечательностей в навигатор — полетели. Разброс, судя по навигатору, довольно большой и я чувствую, что на всё явно времени не хватит. Летим к ближайшей достопримечательности — к огромному провалу в земле, который образовался буквально лет десять назад, а такого размера, что виден из космоса. Лезем вверх по склону — вот он! И правда, гигантская дыра в земле, провал на несколько десятков метров в глубину. Огромная подземная ледяная пещера в одночасье рухнула и миллионы тонн породы обрушились вниз. Витя снимает дыру на видео. Впечатляет… Но надо лететь к другой достопримечательности — времени мало. Отлетев уже на изрядное расстояние мы понимаем, что за видеосъемками забыли про фотоаппарат! Как не хватает, всё-таки, двух рук! Но у нас не Ми-26. Ты, да я, да мы с тобой — вот и весь наш экипаж. Тут слышу в наушниках, что на посадку заходят наши знакомые вертолётчики «Полярных Авиалиний». Они работу закончили, а значит пора на базу и нам. Не хорошо подводить людей, которые пошли нам навстречу. Увы, не смогли мы облететь достопримечательности округи. Но откровенно говоря, это уже была сверхплановая задача. Всё, что мы планировали — сделали. Нельзя объять необъятное.

У нас оставалось еще добрых полдня. Как их потратить с пользой? Тем более, что завтра — воскресенье, и нам придётся, хотим мы этого или нет, быть в номере пилотского профилактория… Решили, что надо поехать в посёлок и поснимать там. Сделать пару панорам. Не зря же мы тащили сюда, за полсвета, нашу аппаратуру. Вызвали такси — оно тут есть! Зашли в наше знакомое уже кафе «Амсай» и пообедали. Следующая возможность съесть горячий обед будет еще неизвестно когда, а завтра кафе закрыто. Отсняли панорамы — надо возвращаться. Тем более, что «дома» дела тоже ждут.

Конец дня прошел во вполне традиционном для экспедиции ключе — я пишу путевые заметки, Виктор сортирует фото, делает архив и отправляет материал в Москву. Помогает наш инмарсатовский терминал. Всем он хорош, только больно уж дорог — 145 рублей за мегабайт суммарного (восходящего и нисходящего) трафика. Проще говоря, сброс одной фотографии — 150 рублей. Виктору приходится тратить немало времени на отбор того, что отправлять в Москву, а что не стоит. И еще нужно ведь урезать разрешение снимков — для публикации на сайте мы заливаем фото размере не более 2048 пикселей по длинной стороне. Вроде бы мелочь, а тоже пожирает кучу времени. Как всегда заполночь ложимся спать. Завтра снова можно отсыпаться! Даю себе установку: не вставать, пока не высплюсь. Поможет? Завтра поглядим…

P.S. Итог дня — пройдено 189 км за 1:05 летных часа


Фотографии с флагами партнеров и спонсоров
Полюс холода (Верхоянск)