Утро оказалось погожим, солнечным и теплым. Мы встали, более-менее хорошо выспавшимися, что случалось в нашем перелёте не так часто. Собрали манатки, заехала глава администрации посёлка Васса Михайловна, и мы выдвинулись в аэропорт. По дороге тормознули и сделали снимки у стелы с названием посёлка.

В аэропорту надо было сначала оплатить все услуги, но как это с нами обычно бывает, чем дальше мы от мегаполисов, тем больше аэропортовый народ входит в ступор от нашей нестандартной ситуации. Хотя, казалось бы, что тут нестандартного? Почему частный автомобиль может быть, а частный вертолёт — нет? Обычно марлезонский балет начинается с того, что заправщики требуют «требование на топливо» (есть такая бумажная форма в авиации). Когда мы говорим, что у нас нет никаких требований, мы частники и расплачиваемся наличкой, обычно начинаются охи, ахи и долгие созвоны с начальством и выяснения как быть. Народ привык работать по шаблону, как роботы. А тут — нестандартная ситуация. Я вообще не удивлюсь, что мы первый частный борт, летящий по этим далёким краям, отсюда и ступор в аэропортах. Вторая часть проблем начинается, когда нужно выписать документы на оплату. Требуют дать им юрлицо. Нету, говорю, никакого юрлица… Тогда давайте ИП. Приходится раз за разом рассказывать, что в России есть частная авиация и есть воздушные суда, принадлежащие частным лицам. Вписывайте ФИО и адрес! Некоторые понимают, а некоторые смотрят на меня с подозрением, как будто я проходимец какой и ввожу в заблуждение честных служащих.

В «Международном аэропорту Саскылах-3» (уж простите мне мою иронию) к стандартным и уже ожидаемым проблемам добавилась еще одна — неожиданная. Получил счет, смотрю и не понимаю — откуда взялось 28 тыс? За что? Вот топливо — 11 тыс. Вот взлёт-посадка и приём-выпуск — еще немного. А это что? Какое-то базирование ценой 15 тыс. И расшифровка рядом — 700 рублей в час! Ну ни хрена себе цены… Начинаю выяснять — что это вообще такое? А у нас, говорят, всегда так. Как так? Я вообще не ваш. Я транзитный борт и считать мне надо не базировку, а сверхнормативную стоянку — как везде. Это, вообще-то, 5% в час от стоимости взлёта-посадки. На круг получается в районе 600 рублей при нашей взлётной массе 1225 кг. Боже… Начинаются долгие созвоны и перезвоны. потом звонки в головную организацию в Мирный. То никого нет, то отошёл. Сплошная тягомотина. Но я не собираюсь платить 700 рублей в час за стоянку. Это полный абсурд. Наконец, меня соединяют с каким-то начальником в Мирном и мне по новой рассказывают, что у них «так принято». Офигенно принято… Итогом разговора стало-таки согласие оформить стоянку именно как стоянку. Но у меня сложилось впечатление, что человек на другом конце так и не понял, что они совершают бухгалтерскую и финансовую ошибку, оформляя транзитным бортам «базировку» (именно так и было написано в счете). На всю эту бессмыслицу ушло около часа моей нервотрёпки.

Несмотря на заморочки с аэропортом, мы с благодарностью вспоминаем администрацию посёлка. Васса Михайловна, как хозяйка посёлка, нам действительно помогла. И с размещением, и с автотранспортом. Мы её поблагодарили, вручили вымпел нашей экспедиции, сфотографировали и попрощались. Наконец, мы можем лететь!

Дорога до Тикси почти на всём протяжении была спокойная, а погода — хорошая. Но путь к Тикси с запада преграждает горная гряда. Без надобности я не лезу в горы и в данном случае предпочел обходной манёвр через невысокую гряду на севере горного массива. Тем более, что нам советовали обязательно пролететь через дельту Лены. Поэтому, на нашем треке виден такой крюк на север. Дельта Лены и впрямь необъятная и могучая. Но какая-то безжизненная. Глаз жителя средней полосы привык к тому, что река — это обычно источник жизни и растительности. Здесь же перед нами расстилается странная картина — сотни и тысячи протоков и речушек и все без единого кустика, с мёртвыми песчаными берегами. Картина завораживающая и одновременно страшноватая. Над дельтой Лены было уже пасмурно — с океана ветер гнал непогоду и пятнами шел дождь. Поглядев на сток великой сибирской реки в океан мы повернули на юг — к аэропорту. Преодолев еще один перевал, мы вышли к побережью бухты Тикси в море Лаптевых и пошли по берегу в сторону аэропорта. Перед нами заходил Ан-3 (это разновидность Ан-2 с ТВД), поэтому нам пришлось пропустить его, создав орбитой посадочный интервал, и через пять минут мы уже рулили по воздуху к заправке, на которую указал диспетчер.

Заправиться снова решили с вечера. Это всегда удобней, чем заниматься этим утром. Оно и правильней с точки зрения контроля отстоя топлива. Как всегда к вертолёту сбежались все, кто только мог. Начались привычные уже вопросы и фотосессии. Интересно, что тут мы смогли расплатиться за топливо прямо не отходя от заправочного пистолета. Тут же мы заплатили и за прём-выпуск.и взлёт посадку. Забавно! Везде свои причуды.

Наш штаб договорился с администрацией Тикси о том, что нас встретит автомашина. Но мы её не заметили. Зато аэропортовые сразу загрузили нас в автобус и довезли до своей аэропортной гостиницы «Арктика». Чтобы не терять связь с администрацией, мы сразу созвонились с главой администрации, рассказали, что разминулись с его машиной и договорились, что через час за нами приедет машина. Без машины мы в незнакомых посёлках, как без рук. Вернее, как без ног. Никаких такси там обычно нет, а на своих двоих далеко не уйдёшь. Тем более, с нашими неподъёмными сумками.

Тем временем, мы разместились в гостинице, которая больше походила на общежитие летчиков. Комнаты на 4 человека, душ и туалет на этаже. Пока мы раскладывались, я проверил связь через спутниковый терминал Инмарсат. Окна гостиницы выходили как раз на юг, а третий этаж позволял иметь хороший, ничем не преграждаемый обзор. Поэтому сигнал со спутника был отличный, мощный. У нас появилась возможность поработать. Прежде всего, скачать очередную порцию фотографий в Москву.

Прошел час. Виктор звонит главе администрации, но тот ссылается на занятость: «Не могу прислать машину». Жаль, конечно. Но нам никто ничем не обязан, мы ведь, по сути, просто журналисты и путевые летописцы. Нет, так нет. Такси в посёлке тоже нет. В небольшом магазинчике при гостинице мы успеваем купить воды. Но когда мы выясняем, что никакого общепита тут тоже нет и дёрнулись в магазин что-то купить, обнаружилось, что и он закрыт. Остались без еды. Но и это не беда. У нас с собой пара шоколадок — перебьёмся.

Я мониторю погоду по маршруту. Южнее всё нормально, но погода в Тикси на завтра вызывает тревогу. С севера, с океана движется какая-то неприятная дождевая масса. Тикси завтра может основательно накрыть. С утра надо будет поторапливаться, чтобы убежать от непогоды. Раз такое дело, то если мы хотим поснимать Тикси, делать это надо сегодня. Благо день круглосуточный.

Мы берем наши фото-видео железяки и выходим из гостиницы. Мы обходим немногочисленные дома, среди которых куча старых, заброшенных. Эту картину мы уже видели на Диксоне. Такое же запустение и тоска. Бегают стаи одичавших собак. На всякийй случай мы держим штатив и баллончик от комаров, как оружие обороны. Комары, кстати, просто зажирают. Ситуация похожа на мыс Саблера. Их огромные количества, и они атакуют сходу, не кружа. Поэтому мы обильно разбрызгиваем друг на друга «Рефтамид максимум». Он помогает, но его срок действия нужно периодически продлевать новыми разбрызгиваниями.

Неужели это и есть весь посёлок? Я и не думал, что он такой маленький… Конечно же нет! Это потом, уже улетев из Тикси и просматривая материалы по посёлку я понимаю, что посёлка-то мы по-настоящему практически и не увидели. Основная его часть находится у морского порта, в нескольких километрах от аэродрома, скрытый за сопкой и изгибом береговой линии. До сих пор корю себя, что не изучил расположения частей посёлка по спутниковым картам заранее. И наш штаб тут недоработал. Оказывается-то есть Тикси-1, Тикси-2, Тикси-3. И все расположены в разных местах. Не сказали нам об этом ни администратор гостиницы, ни работники аэропорта, ни глава администрации посёлка. Наверное, для них это естественно… А мы, оставшиеся без транспорта и без возможности передвигаться (такси в посёлке нет), погуляв по улицам в районе аэропорта, сделали ошибочный вывод, что это и есть весь Тикси.

Как жаль. Какой неудачный оказался визит. А администрации посёлка хотелось бы пожелать успехов. Ведь в нашем лице они упустили удачную возможность привлечь внимание к посёлку. Мне кажется, что для Тикси, как для населенного пункта, было бы не лишним сделать съемки в городе, отснять панорамы и написать что-то о посёлке для наших читателей. Всё, что нам было нужно — это всего лишь автомобиль ненадолго и провожатый из местных, кто показал бы посёлок и помог бы найти удачные места для съемок. Это мог бы быть и просто водитель. Но машины для нас не нашлось.

Мы остались в глубоком разочаровании и от Тикси, и от равнодушия людей. Впрочем, это разочарование пришло позже. А в этот день, после съемок в районе аэропорта, мы просто легли спать. Голодные и усталые.

P.S. Итог дня — пройдено 585 км за 3:09 летных часа