Штаб выбрал нам в Архангельске гостиницу «Столица Севера». Когда мы называли её местным, многие сначала морщили лоб, не понимая о чём речь, а потом вспоминали, — «А, так это же Пур Наволок!». Старую советскую гостиницу недавно отремонтировали, переименовали и теперь это был вполне приличный отель. Единственный недостаток — светлые занавески совсем не подходят тогда, когда на дворе белые ночи. Приглушить свет в номере невозможно.

Проснулись снова невыспавшиеся. Я встал от СМС-ки Виктора и собирался, ещё находясь в полусне. Яркое солнце за окном нисколько не помогало принять бодрый вид, и только после прохладного душа немного отпустило. Идем на завтрак. Сегодня мы вылетаем в Нарьян-Мар, но перед аэропортом очень хочется поснимать в Малых Карелах, за которые нас активно агитировали наши московские коллеги, уроженцы этих мест.

Вызываем такси, загружаем в него наши приборы. Они ужасно тяжелые. Каждый день мы таскаем с вертолёта две тяжеленных сумки — одна с зарядными устройствами, а вторая — с фото- и видеоаппаратурой. Всё в одну сумку не помещается, и штатив с фотоаппаратом приходится нести отдельно. А ведь у нас есть еще личные вещи, всяческие планшеты, ноутбук и GPS-навигаторы. Таскаем, развиваем мускулатуру :-)

Малые Карелы — это одноименная деревня, рядом с которой стоит памятник и музей деревянного зодчества. Эдакий парк с разнообразными деревянными церквями, домами, мельницами и прочими сооружениями. Мы снимаем тут панорамы. Дело это небыстрое. К тому же, для панорамы важно абсолютно неподвижное окружение. Если быстро перемещаются рядом люди или вдалеке автомобили, они могут попасть в сопряжённые кадры панорамы, и возникает брак. Кроме того, лучше всего панорамы получаются при рассеянном освещении, когда солнышко заходит за облако. Резкие тени вообще вредны для фотографии, но кроме того возникает тень от штатива с панорамной головкой, которая попадает в панораму (где она совершенно не нужна). Поэтому уходит много времени на то, чтобы подловить правильный момент, когда солнце прячется, а снующие люди отсутствуют. Но пора ехать в аэропорт.

На вылете нам еще нужно заправиться — вчера не успели. Нужно обратно уложить в тесный от вещей вертолет наши аппараты и пожитки. Нужно ввести в навигаторы планы полёта и разместить все наружные камеры GoPro. На это уходит больше часа, и мы снова нервничаем. Аэропорт в Нарьян-Маре не круглосуточный и закрывается в 19:00. Но в этот раз у нас длинный переход — часа на три с половиной — да и то, если с ветром повезёт.

Мне звонит Владислав Выучейский. Это мой лётный товарищ, с которым мы познакомились в аэроклубе Истра. Он, как и я, учился там на вертолётчика. Владислав родом из Нарьян-Мара и уже давно ждёт нас — с тех пор, как узнал о нашей экспедиции. Ему, одинокому волку частной авиации — а он реально единственный частный пилот в Нарьян-Маре — хочется побыстрей увидеть на родной ему земле братьев по небу. Он обещает встретить нас в небе на своем самолёте. Ого! Такого приёма я не ожидал. Впрочем, как и Владу, мне интересно поснимать его самолёт в воздухе, и мы уговариваемся о встрече в небе на подлёте к городу.

Взлетаем. С ветром нам определённо везёт. Он сначала боковой и не мешает — летим с собственной скоростью. Потом он начинает немного поворачиваться и поддувать нам в хвост, тем самым увеличивая нашу скорость. В итоге выйдет, что средняя скорость получится 200 км/час. Весьма не плохо! Полёт спокойный, однако облачность сгущается. Уже 4-5 октантов. По дороге встречаются большие тучи, из которых льёт дождь. Хорошо, что эти осадки имеют очаговый характер и нам удается маневрировать между тучками, обходя одну справа, другую слева. Если посмотреть на наш трек — первая закладка трекера InReach, у него отметки раз в минуту — видно, что мы слегка виляем влево и вправо. Это как раз обход очагов с осадками.

Мы торопимся, поэтому решили лететь без подсадок. Впрочем, нет ничего такого, что могло бы привлечь наше внимание. Сначала был густой лес, потом он стал реже и ниже, стали появляться болота. Потом болот становится всё больше, а леса всё меньше. В какой-то момент времени мы понимаем, что леса больше нет. Тут грунт промерзает так глубоко, что летом не успевает оттаять на всю глубину и деревьям попросту не удержаться в тонком поверхностном слое почвы, которая всё-таки оттаивает за лето. Такие грунты называются вечной мерзлотой, а местность с низкой растительностью, мхами и травами называется тундрой. Действительно, началась тундра. Мы влетели в реальный север.

Во время полёта мы снимали не только тундру и погоду. Один раз мы заметили с воздуха что-то явно живое. Я развернулся, снизился — ба, так это же дикий олень! Мы сделали несколько кадров. Забавно, что вертолёта он совершенно не испугался, только посмотрел с удивлением на нас. Но мы не стали ему мешать — пусть пасётся. Потом оленей мы будем встречать больше, но это был первый и самый южный олень, которого мы заметили.

Километров за 50 заметили на горизонте признаки существования человека. И вправду — город. Устанавливаем связь с диспетчером вышки. Подходим к Каменке — это место, где мы уговорились с Владом встретиться в воздухе. Включаю вторую радиостанцию на частоте 123,45 Мгц, но еще раньше слышу радиообмен Влада с диспетчером вышки. Значит, он действительно вылетел к нам на встречу. Мы готовим фотоаппарат и видеокамеру. Через диспетчера начинаем сближение — нас наводят друг на друга по нашим ответчикам. И вот я замечаю: чуть выше нас навстречу проносится небольшой белый самолёт. Наконец мы устанавливаем радиосвязь, равняем скорости и снимаем друг друга в полёте. Влад просит разрешения сделать заход парой, и мы одновременно строим заход вокруг аэродрома с обратным курсом. Ветер-то поддувал нас сзади, а заход осуществляется против ветра.

Приземляемся. Нас уже ждут. Помимо съемочной группы с местного телеканала, тут куча разного другого народа. Похоже, что слава побежала впереди нас. Здесь ведь смотрят и центральные каналы, и питерские, и архангельские, а ведь о нас были уже новостные сюжеты. Вот аэродромный народ и сбежался поглядеть на чудаков, едущих на воздушном велосипеде вокруг страны.

Только открыв дверь вертолёта, мы понимаем, что прилетели на север. Свежо! Вернее, весьма прохладно, не выше +12*С. Мы разгружаем наши пожитки, а заодно достаём теплые курточки от нашего партнёра BASK. Они нарядные, красные, все в нашлёпках наших спонсоров и перед телекамерой мы предстаём в новом для нас виде. Короткое интервью — и мы уже в «буханке» с нашим новым другом Николаем Вокуевым. Это друг Влада Выучейского, а значит и наш друг. Тем более, как потом оказалось, это замечательный и жизнерадостный человек, вертолётчик с Ми-8, который уделил нам столько же времени, сколько и Влад. И сильно помог с консультациями и метео. В общем-то, Влад с Колей постоянно и вместе курировали нас на протяжении всего времени пребывания в Нарьян-Маре.

Уже перед аэропортом мы встречаемся с Владом, наконец, лично и тепло приветствуем друг друга. Не виделись около полугода! Они с Николаем везут нас в гостиницу «Натали», которую нам забронировал штаб. Местные подтверждают, что выбор правильный, и мы забрасываем туда наши вещи, чтобы не таскаться с ними. По пути встречается надпись, гласящая, что Нарьян-Мар — столица Севера. Вот так — летим между сплошными столицами. Москва — ну понятно, Питер — вторая столица, Архангельск — столица Поморья, а Нарьян-Мар — столица севера.

Первым делом Влад и Коля везут нас на видовые места города, где мы всё снимаем, пока светит красивое низкое солнце (на дворе уже десятый час!).

Потом мы едем в тундру к одному очень интересному человеку. Имея два высших образования он живет в ненецком чуме в довольно спартанских условиях. Там нас поят бульоном, угощают варёной олениной и показывают типичный быт ненцев. Мы снимаем панорамы, видео, фотографируем — нам всё это безумно интересно.

Впервые мы понимаем, что такое комары в тундре летом. Это просто ужас! Они огромные, какие-то полосатые и очень наглые. Их можно убивать сотнями, но новые тысячи налетают на тебя с прежней агрессией. Я потихоньку начинаю жалеть, что мы не прихватили с собой из вертолёта противомоскитные шляпы с сетками, однако местные такими радикальными средствами не защищаются. Впрочем, у Влада в машине находится баллончик с зеленым москитоллом, и он немного (лишь немного!) спасает. Мы повязываем на память ленточки на дерево желаний, закрепляем на нём нас вымпел с символикой экспедиции и прощаемся с хозяином стойбища, который, по словам Влада, имеет шаманские корни!

Мы уже очень устали — перелёт был длинный, да и до него мы изрядно побегали в Архангельске. Однако неутомимые и радушные Влад с Колей везут нас в Ненецкий туристический центр. Это красивое здание, построенное в национальном ненецком стиле. В его строительстве принимал участие Влад. Рядом с ним имеется довольно большая заасфальтированная площадка. Первоначально мы с Владом договаривались, что я перелечу после аэропорта сюда, но что-то там не заладилось с согласованиями, и план был отменён.

Мы едем дальше, на красивый обрывистый песчаный берег реки Куя. В тундре почти все грунты — это песок. Грунтовые дорогие тут — песчаные дороги. У каждой реки берега тоже песчаные. Если бы всё это в более теплые края… Мы делаем тут панораму, фотографируемся и едем к турбазе «Лесная Сказка», которую тоже построил Влад. Она находится на острове, и добраться туда можно либо на лодке, либо зимой по льду.

Вообще, я как-то не знал раньше, что Владислав столь уважаемый и значимый человек в городе. Он не просто крупный предприниматель. У него славная родословная. В центре Нарьян-Мара стоит стела, установленная в честь его деда, погибшего в 30-х годах в период становления советской власти в тундре. Имеется улица Выучейского и даже посёлок Выучейский. Его фамилия очень уважаемая и известная в городе и в крае. Вот такой у меня друг! :-)

Мы устали, но наша программа знакомства с бытом ненцев продолжается. Наши друзья везут нас в стойбище к пожилой ненке Ксении Филипповне. У неё несколько чумов. Она угощает нас чаем, рассказывает о своей жизни — нам очень интересно. Я надеваю национальный костюм, и мы фотографируемся с Ксенией Филипповной.

Но силы не бесконечны. Мы с Виктором уже буквально выбились из сил. На часах — глубокая ночь, час ночи! Но светло как днем. Белые ночи тут не чета Архангельским или, тем более Питерским. Солнце тут просто не заходит. Опускается до горизонта, а потом всходит вновь. Но организм не перехитрить, мы валимся с ног, и друзья везут нас в гостиницу.

Ни о какой работе во втором часу ночи уже и речи быть не может. Я снова пропускаю священную ежедневную обязанность и не пишу отчет за день. Меня грызут угрызения совести, но не долго. Я засыпаю, еще не донеся голову до подушки. Но Виктор мужественно ставит на перекачку в Москву накопленный фотоматериал. Интернет жутко медленный, и программа перекачки дает прогноз на десятки часов работы, но выбора нет.

Как всегда, завтра нам вставать рано, а для сна осталось всего 5 часов. Я начинаю понимать, что всё это глубоко неправильно. Нельзя лётчику плохо отдыхать перед полётом. Авиационные правила написаны кровью, в том числе и правило предполётного отдыха. Как и другие правила, нарушать его безнаказанно долго не получится. Я всё больше убеждаюсь, что принятый мной во время подготовки темп перелёта абсолютно невыполним. Мне надо было закладывать в маршрут дни отдыха. Что ж, возьмём это на заметку. А нашим радушным нарьян-марским друзьям я хочу еще раз передать слова благодарности от нашего экипажа. Я не знаю, что бы мы делали без них в городе. Владислав, Николай — огромное спасибо за приём, за потраченное на нас время и за заряд хорошего настроения, который вы нам передали!

P.S. Итог дня — пройдено 698 км за 3:30 летных часа

1111111
Волонтер дня - Владислав Выучейский (Нарьян-Мар)