Переночевали мы в безумно-дорогом отеле Crown Plaza, который расположен в аэропорту Пулково (номер $300 за ночь). Его единственным плюсом за эти деньги было близкое расположение к вертолетной площадке Хелидрайв, а так — совершенно непонятная и ничем не оправданная цена. Встали в 9:00 и, конечно, не выспались ни разу после вчерашнего безумного дня. Но делать нечего — на площадке нас уже ждала целая куча журналистов и корреспондентов, в 11:00 начало пресс-конференции. Если честно, мы и сами немного удивлены и даже ошарашены тем интересом, который проявляют к нам СМИ. Но одной из целей экспедиции является пропаганда малой авиации, и было бы неразумно не воспользоваться возможностью, чтобы не попытаться привлечь внимание общества к этой теме. Понимая это, мы сразу уговорились всегда уделять внимание СМИ.

Мы подъехали к вертолёту, чтобы расчехлить его и уже издали увидели камеры, направленные в нашу сторону. Через минуту группа журналистов уже обступила нас, и начались вопросы… Руководство площадки Хелидрайв (спасибо им всем еще раз и персонально Сергею Караеву) выделило для проведения пресс-конференции отдельное помещение, подготовив его по всей форме. Там мы и продолжили общение. Мы постарались подробно рассказать о целях и задачах перелёта, о вертолёте и ответили на самые разные вопросы.

За беседами время летит незаметно. На часах 13:00. Надо подавать план и готовиться к полёту. Но перед этим мы решили воспользоваться быстрым интернетом и попытались слить накопленный за сутки фото- и видеоматериал на сервер Аэродина в Москву, чтобы наш штаб имел к нему доступ и мог выкладывать фото к нашим отчетам. Мы еще перед вылетом уговорились ежедневно, при любой возможности, сливать контент. А кроме того, нам требовалось освободить флеш-карты наших многочисленных фотоаппаратов и видеокамер от записей и заархивировать их на один из винчестеров нашего могучего архива памяти. Вот тут-то мы и застряли… Эта процедура делалась впервые и, как водится, начались нестыковки — то одно не получается, то другое… Да и сам процесс заливки оказался долгим. Мы и не думали о том, чтобы сливать исходные, т.н. RAW-форматы (это огромные файлы), но даже JPG-форматы при нашем количестве фотоаппаратуры и числе снимков представляли собой сотни мегабайт! О видео и говорить нечего…

На часах уже два, потом три часа дня… Мы начинаем отчетливо понимать, что план перелететь сегодня из Питера в Архангельск становится малореальным. Вот так теоретические задумки разбиваются о суровую действительность. Мы принимаем решение сократить маршрут и остановиться полпути в Петрозаводске. Тем более, наш штаб сообщает, что петрозаводские журналисты тоже ждут, хотят поснимать наш вертолет и пообщаться с экипажем. И тут нам из штаба сообщают, что аэропорт Пески в Петрозаводске, через который мы планировали лететь, работает только до 16:45. Чёрт! Ну почему же нас не предупредили заранее? Договариваемся, что наш штаб загодя информирует экипаж о таких вещах. Мы летим в ту часть страны, где аэропорты не работают круглосуточно и полную неделю из-за небольшой загрузки, и происходить это будет всё чаще.

Надо срочно переподавать план полёта. Во-первых, мы уже вышли за рамки времени, во-вторых, аэропорт прибытия должен быть другой. Благо в Петрозаводске их два. Решаем лететь в Бесовцы. Подача нового плана — это снова ожидание, а тут еще НОТАМ… Вообще-то нам повезло. С утра 10 июля весь Питер подпадал под действие НОТАМа, запрещавшего любые полёты, кроме регулярных рейсовых и специальных государственых. Причина его введения мне неизвестна, но все разрешения на вылет надо было отдельно запрашивать в ФСО. Как видите, не только на земле бывает перекрытие дорог, в воздухе случается то же самое… Формально НОТАМ уже был введён в действие, но, на наше счастье, фактическое его начало перенесли на сутки и нам разрешили вылет. А ведь была реальная возможность застрять в Питере на неделю, пока этот НОТАМ действует.

Погода отличная, я бы даже сказал красивая для съемок — солнце, разбросанная кучёвка… В полёте мы пытаемся запечатлеть красоты Ленинградской области. Летим по побережью Ладожского озера, снимаем видео на бреющем полёте. Лететь недалеко и недолго — около 380 км. Мы наслаждаемся полётом, пишем прямо в воздухе на карту нашего трека — у нас есть такая возможность. Пролетели в нескольких метрах над полосой заброшенного военного аэродрома в Лодейном поле — отличная длинная бетонная полоса, почему же её не используют хотя бы в интересах АОН?

В аэропорту дождались только самые терпеливые из журналистов. Ведь мы не только прилетели позже намеченного срока, но еще и в другой аэропорт. Снова косяк, и мы опять договариваемся с нашим штабом, который координирует общение с журналистами, что мы даём отмашку лишь тогда, когда уже находимся в полёте и точно знаем время нашего прибытия. Так что, пользуясь случаем, я хочу еще раз извиниться перед петрозаводскими журналистами за этот сбой. Мы делаем выводы!

По пути в гостиницу просим завезти нас в наиболее интересное место города, любимое горожанами и туристами. Конечно же, это набережная Петрозаводска. Мы делаем несколько сферических панорам и обычные фото. Теперь надо поужинать и засаживаться за отчет. Мы же обещали писать ежедневно. А у Виктора ежедневная процедура по сбросу отснятого контента на архивный винчестер и сливанию фотографий в штаб. Беру с собой маленький компьютер в ресторан и начинаю писать прямо там — иначе не успеть.

День завершён. Ощущения, что прошла уже неделя и другая жизнь где-то далеко за горизонтом прошлого, а ведь прошёл всего-то день… В путешествии время так насыщается событиями, что растягивается. День за неделю. На следующий день опять большие планы. На утро намечена пресс-конференция со СМИ Петрозаводска, а в 13:00 мы хотели вылететь в Архангельск, где нам тоже хотелось бы поснимать панорамы и где надо продолжать путевые заметки.

Ну вот, мой отчет о втором дне уже написан, фото сброшены, и мы снова ложимся спать далеко за полночь. Да тут ещё вводит в заблуждение полярный день — полное впечатление того, что на улице 8 вечера. Но наваливается такая усталость, что мы отрубаемся, как мёртвые.

P.S. Итог дня — пройдено 378 км за 2:07 летных часа