пилоты "Россия 360" Вертолетная экспедиция “Россия 360”, стартовавшая 9 июля из Москвы, благополучно прошла за две недели одну четверть намеченного маршрута и 23 июля достигла самой северной материковой точки Евразии – мыса Челюскин.

“Видим Челюскин. Видим край земли…” – передали в эфир Игорь Гуржуенко и Виктор Сидельников утром минувшего вторника. А спустя 12 минут совершили мягкую посадку рядом с пограничной заставой. Пролетев за две недели около семи тысяч километров, путешественники выполнили половину намеченной ими географической программы. В первый же день они достигли крайней западной точки (не считая Калининградской области, являющейся анклавом) территории России в Псковской области на берегу небольшой реки Педедзе. Спустя девять дней после вылета экспедиция достигла географического центра России на берегу озера Виви в Эвенкийском районе Красноярского края. И вот, совершив промежуточные посадки в Норильске, Дудинке и Диксоне, воздухопроходцы достигли самой северной материковой точки России (она же – самая северная точка Евразии) – мыса Челюскин.

Вертолет может приземлиться на любом пятачке

На озере Виви, в географическом центре России

карта

В планах экспедиции, совершающей облет нашей страны вдоль ее границ, – достижение крайней восточной точки материковой России на мысе Дежнева на Чукотке, прохождение 180-го меридиана, являющегося международной линией перемены дат, совершение посадок в Оймяконе на полюсе холода Северного полушария и в географическом центре Азии в Туве. По соображениям безопасности программа экспедиции не предусматривает посещение крайней южной точки территории Российской Федерации, находящейся на хребте Большого Кавказа, на границе Дагестана и Азербайджана. Как написали сами пилоты перед отправлением в путешествие: “По совокупности факторов данный перелет можно считать сложным и немного рискованным, если не окончательно сумасшедшим”.

За маршрутом экспедиции можно следить в режиме реального времени на сайте www.heliex.ru. Здесь отображается пройденный путь, выкладываются фотоснимки, размещаются короткие сообщения пилотов: “Взлетели. Держим курс на озеро Виви”, “С погодой везет. Наблюдаем красивые пейзажи”, “Идем на Норильск через Курейку. Сталинские места”, “Проходим горный массив южнее Норильска. Борт – порядок”, “Красота-то какая… Бескрайняя зеленая тундра – и вся в озерах”, “Встреча с дикими оленями стала привычной. Бегают рогатые и тут и там”, “Летим вдоль студеного Северного Ледовитого океана”…

Скептики были уверены, что экипаж не только не достигнет крайней северной точки России, но и до Норильска вряд ли долетит – повернет обратно на полдороге. Но 19 июля, как раз накануне празднования Дня города, вертолет приземлился на посадочной площадке авиакомпании NordAvia на Вальке. Смелых путешественников встречали журналисты “Заполярного вестника” и телекомпании “Северный город”.

Самым сильным впечатлением перед прибытием в Норильск стал для путешественников участок пути от Туруханска до озера Виви, расположенного на южной оконечности плато Путорана.

– Триста километров летели мы над совершенно безлюдной тайгой и лесотундрой, – рассказывает Игорь Гуржуенко. – Сибирские просторы завораживают. Озеро Виви тектонического происхождения и находится в гористой местности. Эти места необыкновенно красивы.

В Норильске Игорь Гуржуенко и Виктор Сидельников дали пресс-конференцию.
– Мы осознаем, что самая трудная часть маршрута у нас впереди, – сказал Игорь Гуржуенко, – и готовы, если погодные условия не будут позволять, повернуть обратно, не долетев до крайней северной точки страны.
– Мы хотим укрепить авторитет России как авиационной державы, способствовать становлению и развитию рынка авиационного туризма в России, – рассказал Виктор Сидельников, – показать возможность использования современной легкомоторной авиации в районах Крайнего Севера, Камчатки и Сибири. Закрепить приоритеты дальних перелетов за российскими частными пилотами.

Помимо этого экспедиция проводит фото- и видеосъемку удаленных и труднодоступных уголков России: природы, городов и поселков, людей и достопримечательностей. Собранный материал станет основой документального фильма об экспедиции – своеобразного наглядного пособия по современной географии родной страны.
Вертолет Robinson R66, ставший воздушным судном экспедиции, является собственностью одного из пилотов. Путешественники утверждают, что их экспедиция финансируется ими самими. Просто состоявшимся и в личной жизни, и в бизнесе мужчинам, преодолевшим сорокалетний рубеж, захотелось Большого приключения. А Большое приключение у каждого свое. Кто-то приобретает лодку или квадроцикл и покоряет окрестности, у кого-то есть возможность купить вертолет и отправиться в путешествие по отдаленным уголкам России.

Погодные условия на пути от Диксона до мыса Челюскин не всегда благоприятствовали экспедиции. 22 июля, после промежуточной посадки на мысе Саблера озера Таймыр и дозаправки, экспедиция взяла курс на крайнюю точку Евразии. Но спустя час полета погода испортилась. “Облачность восемь октантов, сплошная. Нижний край 350 м. Идем в зазоре 150–200 метров”, – передали пилоты в эфир. И спустя еще 15 минут: “Облачность местами снижается до земли. Ищем обходы”. В результате пилоты были вынуждены совершить приземление на берегу Ленинградской губы вблизи залива Толля. До мыса Челюскин оставалось 150 километров сплошного тумана. Экспедиция заночевала в тундре на болотистом берегу.

С утра штурм крайней северной точки Евразии продолжился. Дождавшись окна в сплошной пелене тумана, путешественники продолжили полет. Трек маршрута от Ленинградской губы до мыса Челюскин напоминает трассу гигантского слалома. “Пробираемся к Челюскину в узком зазоре между низиной и нижним краем облаков”. Отыскивая участки с хорошей видимостью, пилоты лавировали между облаками, пробиваясь на Север. И вот наконец: “Видим Челюскин. Видим край земли…”

На настоящий момент экспедиция, воспользовавшись установившейся хорошей погодой, уже возвратилась с мыса Челюскин. Произведя дозаправку на озере Таймыр, пилоты взяли курс на восток. В эфир ушло сообщение: “Спасибо рыбакам с Саблера. Снабдили нас огромной вкусной рыбой”. 24 июля в 15.15 вертолет покинул территорию Красноярского края и продолжил полет по Якутии в сторону поселка Саскылах.

Права пилота-любителя на вертолеты Robinson 44/66 можно получить, пройдя врачебно-летную экспертную комиссию и трехмесячный курс обучения за 31 141 доллар. Курс обучения включает не менее 42 часов пилотирования и изучение практической аэродинамики, конструкции вертолета и двигателя, воздушной навигации, авиационной метеорологии и еще десятка дисциплин. Положением о классификации специалистов гражданской авиации предусмотрены следующие категории пилотов: пилот сверхлегких летательных аппаратов (дельтапланов и парапланов), пилот-планерист, пилот-любитель, пилот коммерческой авиации, линейный пилот.

Командир вертолета Игорь Гуржуенко родился в 1962 году в Волгограде, в семье офицера-ракетчика. Детство провел на Байконуре, где на всю жизнь заболел любовью к авиации и космонавтике. В 2009 году реализовал давнюю мечту и окончил курс летной подготовки пилота самолета ЯК-18Т. А в 2012 году получил квалификацию пилота вертолета Robinson R66, налет на котором к настоящему времени составляет у Гуржуенко чуть более 200 часов. Женат, воспитывает дочь.
Штурман и бортинженер Виктор Сидельников родом из городка Шарья Костромской области. С детства любит моделирование и технику. Увлекается автомобилями, гонками на RC-моделях, техникой, путешествиями, рыбалкой. Женат, воспитывает сына.

Сейчас участники экспедиции проживают в Москве. Гуржуенко – президент созданной им рекламной фирмы, а Сидельников работает ее директором.

Стоимость вертолета Robinson R66 базовой комплектации (без установки дополнительного оборудования) в России начинается от 850 000 долларов.
Газотурбинный двигатель Rolls-Royce RR300, разработанный специально для R66, достаточно неприхотлив. Основным топливом для него является авиационный керосин ТС-1, однако производитель допускает его эксплуатацию и на некоторых видах дизельного топлива, и даже на смесях керосина или солярки с бензином.
Стоимость топлива, израсходованного экспедицией “Россия 360” за время прохождения маршрута, составит приблизительно 800 тысяч рублей. 


Оригинал статьи: http://norilsk-zv.ru/articles/vidim_chelyuskin._vidim_kray_zemli.html