Оригинал статьи: http://www.heliex.ru/pdf/aif_nino_b.jpg
Россия в панораме: двое на вертолёте облетели всю страну |
Оригинал статьи: http://www.heliex.ru/pdf/AiF_35.pdf
Россия в панораме: двое на вертолёте облетели всю страну |
Вертолётная экспедиция «Россия 360» стартовала 9 июля в аэропорту Домодедово. Маршрут длиной 30 тыс. километров проходил вдоль границ России
Вдохновлённые героическим периодом авиации 1930-х годов, пилоты-любители Игорь Гуржуенко и Виктор Сидельников за 56 дней облетели 60 населённых пунктов, в том числе Крайний Север, Камчатку и Сибирь. Целью путешествия было не только показать возможности малой авиации в труднодоступных районах, но и получить уникальные фотографии и видеозаписи этих мест. Специально для этого на вертолёт было установлено профессиональное оборудование для съёмки.
В списке городов проекта Омск находится практически в самом конце. Поэтому в наш город его участники прилетели 31 августа, когда путь уже был пройден на 90%, а 3 сентября они вернулись в столицу. Из-за непогоды, дождя и сильного ветра перелёт из Новосибирска в Омск сдвинулся на два дня, но на общем графике это никак не сказалось – у путешественников как раз было несколько дней в запасе.
Но больше всего их волновал перелёт из Первоуральска по дальнейшему маршруту, где повсеместно шли дожди. На протяжении всей экспедиции Игорь и Виктор пытались лететь наперегонки с погодой: где-то пережидали, а где-то и обгоняли. Во время вынужденного простоя обновляли интерактив на сайте – в дневнике делились впечатлениями, выкладывали новые фотографии, видео и панорамы.
Брошенные дома и прекрасные пейзажи
На однодвигательном вертолёте Robinson R66 Игорь Гуржуенко и Виктор Сидельников проложили сложный маршрут по Заполярью, Чукотке, Камчатке, Колыме. В процессе подготовки лётчики столкнулись с тем, что об этих местах очень мало информации. Чёрно-белые фотографии и текстовые описания остались с 1950-60-х годов и уже настолько устарели, что совершенно не соответствуют современному положению вещей. Тогда появилась ещё одна важнейшая цель экспедиции – рассказать соотечественникам о том, как живет та часть России, о которой они почти не знают, указать на проблемные места, которые находятся далеко от экономически развитых регионов.
– Когда ты теоретически знаешь о чём-то и сталкиваешься с этим лично, ощущаешь огромную пропасть. Одно дело, когда мы знаем, что на севере заброшены города и посёлки, там никто не живёт, осталось мало населения. Другое дело, когда приезжаешь и видишь эти ужасающие развалины, стаи голодных собак, отсутствие людей, горы ржавого железа. Кругом разруха, брошенные дома, свалки. Я не скажу, что мы сделали для себя гигантские открытия, но мы столкнулись своими с тем, о чём может и знали заранее, но не предполагали, что всё вот так. Зато при этом очень сильный контраст с природой. Животные, ландшафты, пейзажи – всё это скрашивает картину, – рассказывает Игорь Гуржуенко, командир вертолёта, пилот.
К ситуациям, которые многим из нас показались бы экстремальными, путешественники подготовились заранее. Несколько раз они ночевали на горе в тумане из-за собственных ошибок, которые после этого повторять не стали. К незапланированным ночёвкам в тундре они тоже были готовы – никакой катастрофы, просто дискомфортно ночью на ветру. Вертолёт позволил им садиться практически на любую площадку и находить на ней что-то необычное и красивое, фотографировать. Самолёту потребовалась бы целая взлётно-посадочная полоса.
Вместо людей – аппаратура
Полёт готовился довольно долго – в течение девяти месяцев, пять последних проходили в очень напряжённом графике. Помимо пилота и штурмана, над реализацией проекта в составе штаба трудилась целая группа людей – таких же любителей. Они занимались согласованием маршрута движения, договаривались о топливе, пытались выстроить маршрут наиболее безопасным образом, собрали большую аптечку, в которой есть лекарства на все случаи жизни. Но она так и осталась нетронутой.
Изначально пятиместный вертолёт был переоборудован в двухместный, вместо сидений – аппаратура, средства для выживания, снаряжение. К Игорю и Виктору желали присоединиться и другие, чтобы лететь в экспедицию двумя или тремя бортами, но не смогли уладить вопрос с топливом. С ним на Севере очень сложно – всё нормировано и распределено, поэтому смогли договориться только на одно судно.
В процессе подготовки экспедиции сами пилоты много общались с коллегами, в том числе и в социальных сетях и на профессиональных форумах, где лётчики-отставники, которые раньше летали на Севере, Заполярье, Таймыре и Камчатке, с большим энтузиазмом делились своим опытом.
– Эти пилоты с удовольствием рассказывают и пытаются передать все тонкости. Их опыт огромен – летали по одной территории 20-30-40 лет, а мы впервые, и, естественно, нам есть чему поучиться. Прислушиваться к их мнению нужно обязательно., – отмечает Виктор Сидельников, штурман и бортинженер.- Когда мы останавливались в каких-то местах, где сталкивались с местными вертолётчиками, обязательно пытались с ними поговорить, их опыт тоже бесценен. С некоторыми лётчиками мы заочно знакомы по сети, и с некоторыми из них познакомились в реальности, когда пролетали по маршруту.
Газотурбинный вертолёт Robinson R66, отличающийся способностью работать в экстремальных условиях, уже два года принадлежит Игорю Гуржуенко. Он всегда хотел иметь воздушное судно. По убеждению пилота, вертолёт стоит приобретать, если абсолютно точно знаешь, что периодически будешь летать на нём. Купить его и не использовать – это всё равно, что выбросить деньги. Календарный срок у вертолёта – 10 лет, после которых потребуется капитальный ремонт, вне зависимости от того, сколько на нём часов летали. Поэтому случаи, когда человек имеет целый авиапарк, крайне редки.
По словам участников экспедиции, авиация – это та область, что не приемлет случайных людей. И она их порой жёстко наказывает. Природа подбрасывает самые неожиданные загадки и повороты, к которым нельзя быть готовым. Поэтому должна присутствовать и самокритичность и трезвая оценка собственных возможностей.
– Надо чётко понимать границу, через которую ты не должен переступать. Не нам судить, понимаем ли мы эту границу и правильно ли мы действуем. Но раз мы пролетели этот маршрут и не свернули себе шею, мы достаточно самокритичны, – считает Игорь Гурженко.
Рок-музыканты тоже летают
Не ожидая вопросов от тех, кто захочет полностью или частично повторить их маршрут или просто слетать по некоторым местам, путешественники уже сейчас в деталях описывают свой опыт на страницах дневника. Пилоты надеются, что послужат для многих примером – два простых человека, не имея никакого специального образования, смогли сесть на вертолёт и облететь всю страну. Игорь Гуржуенко – инженер радиосвязи, радиовещания и телевидения, Виктор Сидельников – инженер-механик. В авиаклубе, где они летают, состоят и гуманитарии, экономисты, врачи и даже рок-музыканты.
Но всё же технический подход и взгляд на вещи двух инженеров им помог. Вертолёт они самостоятельно дооборудовали, он был существенно доработан для экспедиционных целей и больших перелётов. Воздушное судно получило дополнительный топливный бак, который позволяет преодолевать большие расстояния, видеокамеры, средства навигации, специальная система держателей сумок, сетки-органайзеры для правильного хранения вещей. Все решения оказались правильными и очень пригодились.
После завершения экспедиции настанет время для большой работы – довольно много времени придётся посвятить систематизации материала, которого накопилось очень много. Записи станут основой для готовящейся книги. Лучшие снимки, отснятые на протяжении всего путешествия, после обработки станут выставкой, которая объедет ряд городов. Появится специальный сайт, на котором разместится карта России. На ней будет отмечена схема маршрута, по которому можно будет кликать и открывать целые панорамы.
Оригинал статьи: http://www.omsk.aif.ru/society/article/38910
Пролетая над Новосибирском. Пилоты проекта «Россия 360» – о Севере и экстриме |
Новосибирск стал одной из финишных остановок пилотов экспедиции «Россия 360», совершивших перелет практически вокруг всей страны.
56 дней, 27 тысяч километров и два пилота-любителя, решившихся на перелет, которому на данный момент нет аналогов в России, – все это о вертолетной экспедиции, которая стартовала в июне из Москвы.
Что вместили в себя эти два месяца и как люди решаются на столь экстремальные путешествия, редакции рассказали ее участники – командир вертолета Игорь Гуржуенко и штурман и бортинженер Виктор Сидельников.
Елена Танажко, nsk.aif.ru: — С каким багажом впечатлений вы прилетели в Новосибирск?
Игорь Гуржуенко: — Мы хорошо знакомы с вашим городом, у нас здесь очень много друзей, поэтому самое первое впечатление о Новосибирске далеко в прошлом. За время путешествия мы привыкли к совершенно маленьким поселочкам и небольшим провинциальным городочкам, поэтому Новосибирск сразу показался столичным мегаполисом.
Если говорить в целом об экспедиционных впечатлениях, то сейчас трудно сконцентрироваться на чем-то одном – слишком быстрая карусель событий промелькнула за два месяца перед нашими глазами. И главное выделить пока сложно – нужно время, чтобы как-то осмыслить увиденное.
Виктор Сидельников: — Событий действительно очень много, по возвращении домой их нужно спокойно «растянуть» во времени и разложить по полочкам.
Если говорить о Новосибирске, то перелет Братск – Красноярск – Новосибирск был достаточно тяжелым: из-за сильного ветра вертолет трясло всю дорогу.
Е.Т.: — Что вы, по сложившейся в путешествии традиции, в обязательном порядке делаете во время своих остановок? Пробуете местную кухню, общаетесь с жителями?
В.С.: — Обязательно делаем панорамное фото. Одна из задач нашей экспедиции – снимать панораму всех городов, которые мы посещаем.
И. Г.: — Говоря о кухне, вы просто себе не представляете, через какие места мы летели. Какая кухня?! Там люди порой просто выживают. И мы тоже выживали – это были настоящие дикие места: поселки, где несколько сотен человек живут рыбалкой, охотой и совершенно не обращают внимания на таких приезжих, как мы. Север, все Заполярье, большая часть Камчатки сейчас находятся в глубоко упадочном состоянии, поэтому в нашем случае это не гламурное путешествие, когда мы пробуем кухню разных мест. Это серьезная экспедиция, где нужно работать. Мы с Витей даже потеряли по 15 кг, так что не до кухни было.
Е.Т.: — Увиденное вами стало неожиданностью? Или ко многим вещам были готовы еще в процессе подготовки к экспедиции?
И.Г.: — Мы были готовы к тому, что увидим, по рассказам и информации интернет-форумов. Что Север действительно заброшен, что жить там крайне сложно и по погодным условиям, и по социальной ситуации. Но когда ты видишь все это воочию, своими глазами, это производит сильное впечатление. С одной стороны, это контраст между дикой и суровой красотой природы и помойками, в которые реально превратились поселки и города, когда-то гремевшие на весь Советский Союз славой освоения Арктики, Северного морского пути, полярной авиацией. А сейчас это все в жутком упадке.
В.С.: — Стоит заметить, что, несмотря на внешнюю серость и убитость, там живут настоящие люди. Таких в средней полосе России встретить очень тяжело.
И. Г.: — Условия жизни на Севере заставляют людей быть душевными и бескорыстными, идти на взаимовыручку. Мы же привыкли, что чем крупнее город, тем более одинокие люди в нем живут.
Мы перед вылетом связывались с администрациями многих поселков, волонтерами – людьми, которые уже на месте смогут помочь. Практически везде мы получили отклик и помощь от тех самых настоящих северных мужиков.
Е.Т.: — Ваш перелет считается сложным и немного рискованным, если не окончательно сумасшедшим. Действительно ли были ситуации за гранью экстрима? К примеру, многие спрашивают вас о ночевке в тундре.
И.Г.: — Здесь ничего экстремального нет – мы вынуждены были сесть, когда прижимала непогода. Такая ситуация произошла дважды – один раз в тундре, другой в горах. И, по большому счету, по нашей глупости, поэтому говорить о каком-то героизме или экстриме, пожалуй, не стоит. Самым экстремальным моментом были 10 часов в вертолете в попытке заснуть.
Е.Т.: — Какая подготовка предшествовала началу экспедиции?
В. С.: — Все началось с разработки маршрута и обозначения особо интересных мест, где можно приземлиться. На это у нас ушло около полугода. Параллельно выбирались оборудование, экипировка, средства выживания и защиты. Мы сторонники того, чтобы летать безопасно и просчитывать заранее все возможные ситуации, с которыми придется столкнуться. Сейчас уже сами понимаем, что самую сложную часть маршрута – северную – мы прошли очень хорошо.
И.Г.: — Скорее даже у нас было слишком много лишнего – мы целый вертолет набили снаряжением, поэтому готовы были неделями выживать в любой тундре или тайге.
У нас с собой были рыболовные снасти, ружье и другие немыслимые приспособления для жизни в экстремальных условиях. Наверное, без них все-таки нельзя было лететь, но рады, что не было повода воспользоваться.
Е.Т.: — Какие расстояния перелетов были для вас максимальными до проекта «Россия 360»?
И.Г.: — Небольшими – до этого мы летали на 3-4 тысячи километров. Был у нас опыт путешествия на самолете до Хабаровска и обратно. Но на самолете – это как на автобусе проехаться: сел на одной остановке, вышел на другой. Вертолет дает возможность полета на высоте птичьего, когда вся земля с ее ландшафтами и красотами раскидывается перед твоими глазами.
Преодолеть наш маршрут на самолете – это рутина. А на вертолете – все равно что пешком пройти.
Е.Т.: — Вас друзья и родные не отговаривали?
И.Г.: — У меня супруга с пониманием относится к увлечению, но волнуется, конечно, чисто по- человечески. Когда начали готовиться к экспедиции, некоторые опытные вертолетчики в отставке говорили: ни в коем случае не летите, вы там застрянете и пропадете. Профессиональная авиационная аудитория разделилась в конечном счете на два лагеря: одни говорили «ничего, ребята, давайте, мы вам поможем и подскажем», другие были настроены пессимистично.
Е.Т.: — Вашей экспедиции действительно нет аналогов в настоящее время?
И.Г.: — Да, подобного до нас не предпринималось. Такие полеты были популярны в 30-е годы, когда авиация только становилась на ноги: совершались трансконтинентальные, беспересадочные перелеты. Было такое героическое время. С тех пор авиация повзрослела, стала реактивнее, и подобные перелеты перестали быть чем-то особенным.
Но мы не представляем большую и серьезную авиацию. Наш вертолет – стрекоза, и конечно, для таких путешествий он не предназначен и не используется. Здесь мы, образно говоря, были первопроходцами, и поэтому со многими проблемами приходилось сталкиваться лоб в лоб впервые. Это прежде всего человеческие проблемы – на аэродромах не привыкли общаться с частными авиаторами.
В.С.: — На каждом аэродроме нас встречала толпа интересующегося народа, в том числе профессиональные летчики, которые спрашивали: «Как вы долетели, он же маленький?»
Е.Т.: — Ваш пример оказался заразителен? Есть ли те, кто уже решился повторить ваш маршрут?
И.Г.: — Нашлись такие! В наш штаб в Москве позвонил человек, который хочет повторить маршрут экспедиции «Россия 360» на дельтолете. Когда мы прилетим, я потрачу достаточно времени на то, чтобы поделиться информацией, которую мы собрали: по аэродромам, контактам и каким-то принципиальным для летчиков моментам.
Е.Т.: — Экспедиция подходит к концу. С какими ощущениями вы возвращаетесь домой?
И.Г.: — Есть небольшая усталость от недомашних условий – долгое время мы находились в пути и вынуждены были скитаться по гостиницам. Вот от этого есть немного такая бытовая утомленность. Хочется скорее домой
Е.Т.: — Чем займетесь в первую очередь по возвращении домой?
В. С.: — Нужно будет просто вернуться в обычную жизнь.
И.Г.: — Перестроиться на обычный ритм жизни. Хотя я должен признаться, что в некотором плане мировоззрение изменилось. Изменился взгляд на некоторые вещи, ценности, образ жизни. Это все надо осмыслить.
Люди, живущие в больших городах и бегающие по малому кругу своей привычной жизни, многого не видят и не понимают. У них «переконцентрация» на моментах комфорта и благополучия, а ведь это не самое главное. Есть куда более серьезные вещи…
Е.Т.: — Задумываетесь над новыми маршрутами?
И.Г.: — Об этом рано говорить, но идеи есть и продолжение, скорее всего, будет…
Оригинал статьи: http://www.nsk.aif.ru/dosug/article/38985
Зачем экстремалы летят через Россию на вертолёте? |
В середине августа на Камчатку прибыли участники экспедиции «Россия 360». В чём их цель?
12 августа в Петропавловск прибыли участники экспедиции «Россия 360». Пилоты-любители Игорь ГУРЖУЕНКО и Виктор СИДЕЛЬНИКОВ совершают перелёт вокруг России на лёгком вертолёте Robinson R-66. Взяв старт 9 июля из московского Домодедова, они провёли в воздухе уже более 70 часов.
«Россия 360»: пилоты восхищаются россиянами и переживают за Север >>>
«Россия 360» — авиационно-спортивный перелёт, ставящий перед собой цели и в достижении ряда рекордов. Три климатических зоны, 8 часовых поясов, 30 000 км, более 60 запланированных посадок, около 180 лётных часов — вот лишь основные цифры экспедиции.
Оригинал статьи: http://www.kamchatka.aif.ru/sport/dontknow/1983
«Россия 360»: пилоты восхищаются россиянами и переживают за Север |
Члены уникальной экспедиции побывали в гостях у «АиФ-Камчатка»
«Вы сумасшедшие!», «У вас не получится!», «Ничего не выйдет!» — говорили им многие. Но они всё-таки рискнули и, как видно, не зря. На маленьком однодвигательном вертолёте Robinson R66 участники экспедиции «Россия 360» Игорь ГУРЖУЕНКО и Виктор СИДЕЛЬНИКОВ пролетели уже пол России. Далеко позади остались Москва, Петербург, Светлогорск, Воркута, Туруханск, Норильск, череда маленьких северных посёлков…
13 августа пилоты прибыли на Камчатку. В экстремальном вертолётном вояже вокруг России наш полуостров стал экватором — золотой серединой путешествия.
– Идея пролететь на вертолёте через всю Россию возникла у нас давно — в сентябре прошлого года, — улыбаясь, рассказывают путешественники, сидя в пресс-центре «АиФ-Камчатка». — Готовиться к приключению мы начали за полгода, но впоследствии поняли, что 6-ти месяцев маловато. Вертолётное путешествие очень специфично — необходимо согласовать десятки разнообразных разрешений, просчитать, где можно приземлиться на дозаправку, забронировать места на ночлег. Для этого у нас в Москве работает штаб. Сами мы прошли сложную лётную подготовку… Мы обходим Россию на все 360 градусов, поэтому экспедиция и называется «Россия 360».
Курорты? Неинтересно!
Аналогов этой экспедиции в истории как российской, так и мировой авиации нет, зато есть аналог велосипедный. Пилоты путешествуют почти по той же кривой, по которой около века назад на двухколёсном коне проехал известный путешественник Глеб Травин.
Пролетая над всей страной и останавливаясь в различных необычных местах, Игорь и Виктор не только любуются красотами родины, но и фиксируют всё увиденное в текстах, фотографиях, видеосъёмках. После возвращения домой путешественники планируют издать книгу, снять фильм и провести по стране большую фотовыставку о своём удивительном двухмесячном перелёте…
– Наш проект совершенно не коммерческий. Мы не преследуем ни рекламных, ни политических, ни финансовых целей, — рассказывают пилоты. — Некоторые СМИ писали, что, дескать, молодцы парни, денег на рекламе сейчас «срубят». Но это абсурд. По этому поводу есть хороший анекдот: «Знаете, как в авиации стать миллионером? Надо просто быть миллиардером!» (смеются).
– Наша вылазка — это пусть и необычное, но путешествие, — продолжает Игорь Гуржуенко. — Хороший способ потратить накопленные деньги. Те же средства можно спустить на дорогих курортах Америки, Европы, тропических островов. Но это скучно и не интересно. Сделать что-то стоящее в жизни — вот это интересно! Вот мы и делаем! Я с детства мечтал связать свою жизнь с авиацией и видите, пусть в 47 лет, но связал! Мы хотим доказать, что все мечты могут сбыться. Главное, не сидеть на диване, сложа руки. Если внутри есть драйв, если есть интерес к жизни — достичь можно всего!
Сухой закон и «просрочка»
Для экипажа «кругороссийки» — так экстремалы называют своё путешествие в узких кругах — главное в пути — безопасность.
– Мы не хотим ставить никаких скоростных рекордов и никуда не торопимся, не лезем опасностям на рожон. Если на улице туман — «сидим». Благо, у нас всегда есть чем заняться — мы много пишем, обрабатываем фото и видео. Можно сказать, что мы первое в мире вертолётное интерактивное СМИ (смеются). Кстати, у нас на борту сухой закон. Это тоже вопрос безопасности. Нам, говорили, конечно, что самая ценная валюта на российском Севере — это спирт. Но мы, посовещавшись, решили всё-таки на борт его не брать…
На протяжении всего маршрута самые тёплые и радостные эмоции у пилотов вызывают… россияне.
– На своём пути мы встречаем очень большое количество хороших людей. В крупных городах и маленьких посёлках нас встречают с нереальным позитивом, энтузиазмом и радушием. Для нас этот факт стал большим открытием. Оказывается, хороших людей в нашей стране немало. На Севере много добрых людей. Теперь мы поняли, что главное богатство этих суровых российских земель — это не золото, не нефть, не газ и даже не спирт, а люди, которые там живут…
О российском Севере говорят путешественники много. Правда, чаще всего с болью.
В вымирающем селе на Камчатке людей хоронят бесплатно >>>
– Очень грустно наблюдать, что сейчас происходит на наших северах. Мыс Шмидта, например, в котором раньше жили 15 тысяч человек, сейчас сократился до двух жилых домов. Фактически мёртвый город стоит, безлюдно, по пустынным улицам носятся стаи бродячих собак. Жутковато. Серое небо, пасмурная погода, развалины… Очень гнетущее впечатление. Тоже самое в Тикси, отчасти в Певеке… Авиационная инфраструктура здесь практически на нуле. А о полярных метеостанциях и вовсе говорить не приходится. Раньше их хорошо обеспечивали, а сейчас повсюду – разруха. Очень многие станции закрыли… Страна губит свою метеослужбу… Иностранные сайты сегодня в разы лучше прогнозируют погоду в наших северных посёлках, нежели чем метеостанции, там находящиеся…
Удивлялись путешественники не только разрухе, но и ценам на продукты, которые порой в десять раз были дороже московских, и качеству еды, лежащей на прилавках.
– Жители центральных регионов не привыкли к тому, что у купленных продуктов нужно проверять срок годности, — объясняют столичные пилоты. — Но после визита в один из северных посёлков мы это делаем регулярно. Там мы купили целую продуктовую корзину. А потом выяснилось, что у 90% продуктов срок годности закончился 2 года тому назад. И этим питаются люди там живущие… Ассортимент продуктов везде очень скудный, но при этом местные хозяюшки готовят очень вкусно. Нам довелось побывать на обеде, приготовленном жёнами пограничников — пальчики оближешь!
Ждут города и семьи
Огромная стрекоза — схожесть экспедиционного вертолёта с этим насекомым бесспорна — может преодолевать довольно большие расстояния — 1000 км без посадки. Впрочем, перелёты у путешественников, как правило, короче — коррективы вносят туманы и сильные ветра.
– Два раза нам пришлось ночевать прямо в открытой тундре, — вспоминает Игорь. — Улететь мешала непогода. Часто приходилось буквально пробиваться сквозь туман. А так, ночи проводим в гостиницах, зачастую «худеньких». У вас, кстати, в гостинице остановились, надо сказать, шикарной. Хотя мне теперь все более менее уютные заведения кажутся фешенебельными пятизвёздочными отелями…
С восторгом путешественники рассуждают о российских лесах, сопках, горах, животных…
– На чукотском пляже мы увидели белого медведя. Не могли не сфотографировать. И бурых там тоже встречали. Но на Камчатке их гораздо больше — пока летели над вашими просторами — видели и одиноких мишек и целые семейства косолапых.
…После Камчатки членов экспедиции «Россия 360» ждут Магадан, Якутск, Красноярск, Новосибирск, Омск…
А дома в Москве путешественников ждут их семьи. Они, кстати, к увлечению мужчин относятся с уважением и пониманием. А сами пилоты уже подумывают о новых экстремальных затеях.
– Мыслей у нас много роится разных. И связаны они не только с Россией — и в кругосветку можно пойти, и в межконтинентальные полёты отправиться. Есть идея перелёта в Австралию, по Африканскому континенту, на Северный полюс. Но пока главное успешно завершить эту поездку.
Когда точно вертолёт приземлится в аэропорту Домодедово — пока неизвестно. Но завершить маршрут пилотам необходимо до конца августа — 1 сентября Игорь Гуржуенко обещал дочери отвезти её на школьную линейку…
Оригинал статьи: http://www.kamchatka.aif.ru/society/article/37533
Камчатка стала «экватором» для пилотов «России 360» |
Участники экспедиции, решившие облететь Россию на лёгком вертолёте, добрались до полуострова
Петропавловск-Камчатский, 12 августа — АиФ-Камчатка.
Два пилота-любителя, решившие облететь Россию на лёгком газомоторном вертолёте Robinson R-66, долетели до Камчатки. Участники экспедиции «Россия 360» — Игорь Гуржуенко и Виктор Сидельников — стартовали 9 июля из московского аэропорта Домодедово. В воздухе экипаж уже более 70 часов, преодолев за это время свыше 13 тысяч километров, сообщила пресс-служба краевого правительства.
Камчатка стала для пилотов-экстремалов «экватором». За месяц путешествия они уже побывали в западной и северной точках материковой части России — у реки Педедзе на границе с Эстонией, на мысе Челюскин в северной части полуострова Таймыр. Также винтокрылая машина добралась до географического центра страны, вычисленного математиками, у озера Виви в Красноярском крае. Самой восточной частью маршрута стал мыс Дежнева на Чукотке.
Почти всю первую половину своего пути путешественники преодолели по малозаселённым районам Заполярья и Севера. Поэтому встреча с камчатской цивилизацией их обрадовала.
Экспедиция «Амарок» на внедорожниках выдвинулась с Чукотки на Камчатку
«Камчатка очень нас порадовала после двух недель скитаний по северу — зеленью, цивилизацией, — рассказал штурман экипажа Виктор Сидельников. — Мы сейчас летели над транскамчатской автодорогой и радовались машинам, людям».
На полуострове вертолётчики уже побывали в Манилах, Тиличиках, Оссоре. Планируют они также посетить Долину гейзеров, посёлок Озерновский, Кшукское месторождение, Палану. Но это уже камчатская часть обратного пути.
Командир вертолёта Игорь Гуржуенко — пилот-любитель, начал летать в 2009 году в возрасте 47 лет. Сейчас имеет общий налёт порядка 800 часов, половина из которых — вертолётный опыт, а 200 часов конкретно на модели R-66. Второй член экипажа Виктор Сидельников — штурман и инженер — официально пока не пилот, однако имеет начальную лётную подготовку.
Оригинал статьи: http://www.kamchatka.aif.ru/society/news/58860
Проверка на прочность |
Оригинал статьи: http://www.heliex.ru/pdf/AIF_Petrsk_17_07_17.pdf
Лётчики-экстремалы приземлились в Поморье |
Нашумевшая вертолётная экспедиция «Россия 360» пробыла в Архангельске около суток.
Чёрно-белый север
Архангельск стал пятым городом, где приземлился вертолёт R66 Turbine фирмы Robinson Helicopte. Стартовали пилоты в Москве. Позади — Санкт-Петербург, Псков, Кижи и Петрозаводск. Что необычного в экспедиции? Ну, хотя бы то, что пилот-любитель Игорь Гуржуенко и штурман-инженер Виктор Сидельников, если можно так сказать, полупрофессиональные лётчики. На курсы лётной подготовки они пришли из бизнеса, осуществив свою мечту — летать. За их плечами уже есть один перелёт: из Москвы в Хабаровск. И вот дан старт новой экспедиции в 30 тыс. км. за 50 дней. По окончании участники экспедиции пообещали показать нам Россию с высоты птичьего полёта. У экипажа с собой серьёзная фото и видеотехника.
«Мы летим на высоте от 200 до 400 метров, поэтому есть возможность делать замечательные панорамные снимки, — рассказал «АиФ» командир экипажа Игорь Гуржуенко. — Ведь большинство жителей нашей страны представляют себе северные территории России в виде чёрно-белых кадров, отснятых в середине прошлого века. Мы же планируем побывать в самых труднодоступных местах».
К слову, для лёгкого одномоторного вертолёта не нужна идеальная взлётная площадка, достаточно того, чтобы она была просто ровная.
Дальше — в Нарьян-Мар
За те дни, что провели в небе Поморья, лётчикам запомнились Кижи. «Точнее, люди, которые нас там встречали, — поправляет себя Игорь Гуржуенко. — Они интересные и очень увлечённые». Ещё их впечатлил остров на реке Онега, который они увидели, когда до Архангельска оставалось лететь примерно 100 километров. (Мы решили, что это наша «жемчужина» — Кий-остров, — ред.) «Идеальная форма, — восхищается Виктор. — Остров, похожий на корабль. Мы приземлились, сделали фото- и видеосъёмку».
Успели они познакомиться и с Архангельском. «Мы сделали несколько снимков. Ещё нам посоветовали съездить в музей под открытым небом Малые Корелы, как думаете, это того стоит?» — спрашивает Игорь. «Ну раз вы уже в Архангельске, конечно, нужно съездить», — посоветовали мы.
Вылетела вертолётная экспедиция из Васьково. «Сейчас мы летим в Нарьян-Мар, я уже жду не дождусь встречи с моим товарищем, с которым вместе учились на курсах лётной подготовки», — признался Игорь.
И это только начало пути. Впереди у экстремалов Заполярье, Камчатка и Сибирь.
Экипаж экспедиции на своем сайте ведет ежедневный интерактивный бортовой журнал, где можно узнать о ходе их путешествия.
Оригинал статьи: http://www.arh.aif.ru/society/article/36220
«Остров-корабль»
|
Нашумевшая вертолётная экспедиция «Россия 360» пробыла в Архангельске около суток.
Стартовала она несколько дней назад в Москве.
Чёрно-белый север
Архангельск стал пятым городом, где приземлился вертолёт R66 Turbine фирмы Robinson Helicopte. Позади Санкт-Петербург, Псков, Кижи и Петрозаводск. Что необычного в экспедиции? Ну, хотя бы то, что пилот-любитель Игорь Гуржуенко и штурман и инженер Виктор Сидельников, если можно так сказать, полупрофессиональные лётчики. На курсы лётной подготовки они пришли из бизнеса, осуществив свою мечту летать. За их плечами уже есть один перелёт: из Москвы в Хабаровск. И вот дан старт новой экспедиции в 30 тыс. км. за 50 дней. По окончании участники экспедиции пообещали показать нам Россию с высоты птичьего полёта. У экипажа с собой серьёзная фото и видеотехника.
«Мы летим на высоте- 200 до 400 метров, поэтому есть возможность делать замечательные панорамные снимки — рассказал «АиФ» командир экипажа Игорь Гуржуенко — Ведь большинство жителей нашей страны представляют себе северные территории России в виде чёрно-белых кадров, отснятых в середине прошлого века. Мы же планируем побывать в самых труднодоступных местах».
К слову, для лёгкого одномоторного вертолёта не нужна идеальная взлётная площадка, достаточно того, чтобы она была просто ровная.
Дальше — в Нарьян-Мар
За те три дня, что уже были в небе (а мы встречались в пятницу утром), лётчикам запомнились Кижи. «Точнее, люди, которые нас там встречали, — поправляет себя Игорь Гуржуенко. — Они интересные и очень увлечённые». Ещё их впечатлил остров нареке Онега, который они увидели, когда до Архангельска оставалось лететь примерно 100 километров. (Мы решили, что это наша «жемчужина» Кий-остров. — Ред.) «Идеальная форма, — восхищается Виктор, — Остров, похожий на корабль. Мы приземлились, сделали фото-и видеосъёмку».
Успели они познакомиться и с Архангельском. «Мы сделали несколько снимков. Ещё нам посоветовали съездить в музей под открытым небом Малые Корелы, как думаете, это того стоит?»-спрашивает Игорь. «Ну раз вы уже в Архангельске, конечно, нужно съездить», — посоветовали мы. (ведь здорово же будет увидеть в книге об этом перелёте свой город. — Ред.).
А вылетела вертолётная экспедиция из Васьково в пятницу днём. «Сейчас мы летим в Нарьян-Мар, я уже жду-не дождусь встречи с моим товарищем, с которым вместе учились на курсах лётной подготовки»,-признался Игорь.
И это только начало пути. Впереди у экстремалов Заполярье, Камчатка и Сибирь. Впрочем, все, кто хочет узнать об экспедиции всё-всё, могут зайти на сайт http://heliex.ru/. На сайте экипаж ведёт ежедневный интерактивный бортовой журнал для любителей авиации.
Оригинал статьи: http://www.heliex.ru/pdf/AIF_Psk_17_07_12.pdf
Двое в вертолёте. Пилоты-любители посетят
|
В Санкт-Петербурге побывали участники необычной экспедиции «Россия 360». Два пилота-любителя на крохотном одномоторном вертолёте облетают всю Россию. В их маршруте — не только крупные города, но и труднодоступные уголки страны с непредсказуемым климатом.
Проверка на прочность
Вертолётная экспедиция, организованная клубом пилотов-путешественников «АЭРОДИН», стартовала из Москвы 9 июля, а 10-го уже от-
метилась в Санкт-Петербурге. За штурвалом вертолёта «Robinson R66» — Игорь Гуржуенко, командир, и Виктор Сидельников, бортинженер. Оба — любители, которым стало
скучно летать вокруг аэродрома изо дня в день. — Так появилась идея большого перелёта через всю Россию, — говорит Игорь. — Активная подготовка началась с февраля: продумывали маршрут, искали топливо в точках приземления, подбирали оборудование. У нашей экспедиции сразу несколько целей — увидеть Россию, показать её тем, кто следит за нашим перелётом, проверить самих себя на прочность, а также рассказать о малой авиации и её возможностях. Маршрут разработан так, чтобы перелёты занимали три-четыре часа. За это время вертолёт преодолевает 200-300 километров, а пилоты не устают. Ребята планируют посетить все крайние точки России и оставить там памятные таблички. Маршрут северной части проложен по всему Заполярью, от Архангельска до мыса Дежнёва и Анадыря. Потом Камчатка, возвращение на материк и перелёт через историческую трассу Алсиб (Аляска-Сибирь) до Красноярска. Также в планах — Тува, центр Азии, а затем по Транссибу в Москву.
Медведи не страшны
— Мы немного переделали вертолёт, — объясняет Виктор. — Убрали три пассажирских места, чтобы сложить туда всё необходимое. Весь багажник отошёл под дополнительный топливный бак, который увеличивает полёт примерно до шести часов. Весь вертолёт забит снаряжением, необходимым для выживания в условиях отсутствия цивилизации и людей. У нас есть ружьё, удочки, экстренный сухой паёк на четыре дня, обширная аптечка и многое другое. Готовы к встрече и с гнусом, и с медведем, и со стеной дождя.
С собой у пилотов много видео- и фототехники, есть специальное оборудование, которое позволит показать Россию в виде 3D сферических панорам. Путешественники хотят создать эффект присутствия для тех, кто следит за экспедицией.
— Мы не гонимся за рекордами, — подчёркивают они. — А хотим показать жизнь в Заполярье, на Камчатке, Ямале, рассказать об интересных людях, которых повстречаем
на пути.
У каждого из них есть и свои мечты. Так, Игорь признаётся, что воспитывался на героике покорения Севера и такие названия, как мыс Челюскина, Берингов пролив, Диксон, звучат для него по-особому. Ему не терпится там побывать. Виктор же после просмотра фильма «Как я провёл этим летом» хочет повторить сцену из картины и сесть на ржавую бочку на краю света: «Некоторые эпизоды снимались на бывшей туманной станции на мысе Шелагский. Это самая северная точка Чукотки. Вот бы увидеть всё своими глазами!» А пока впереди у экспедиции Салехард, Новый Уренгой, озеро Виви в Красноярском крае и Норильск. Прилёта отважных пилотов ждут во многих городах России. У них уже появились поклонники.
— Мы сами не ожидали, что возникнет такой интерес, — говорит капитан Гуржуенко. — Нам помогают и обычные люди, и профессиональные пилоты — дают советы, активно поддерживают, делятся контактами друзей по всей России. Повсюду есть добровольцы, которым небезразлично небо. А мы сами — первые его фанаты, поэтому надеемся с помощью экспедиции вовлечь в авиацию как можно больше людей.
Оригинал статьи: http://heliex.ru/pdf/aif.pdf
В июне стартует вертолетная экспедиция «Россия 360» |
Уникальная вертолетная экспедиция «Россия 360» стартует в конце июня с одного из подмосковных аэродромов.
Санкт-Петербург, 27 мая – «АиФ-Петербург». Три климатических зоны, восемь часовых поясов, 30 000 километров, 40-50 дней в пути, более 60 запланированных посадок, около 180 лётных часов — вот лишь основные цифры предстоящего перелёта.
Клуб пилотов-путешественников «АЭРОДИН» летом этого года организует вертолетную экспедицию «Россия 360». Маршрут начинается и завершается в Москве, на одном из подмосковных аэродромов. Первая посадка запланирована в Псковской области, на крайней западной точке материковой части территории России, которая находится на берегу реки Педедзе.
Далее через Санкт-Петербург и Петрозаводск экспедиция отправится в Архангельскую область, а затем, пересечет полярный круг и остановится в Воркуте. Маршрут будет пролегать к географическому центру России, к озеру Виви, оттуда – на Таймыр, к самой северной точке материковой части территории РФ и Евразии – мысу Челюскин. Затем по северным территориям Республика Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа – к мысу Дежнева, который является крайней восточной материковой точкой территории России и Евразии. На Чукотке также находится бухта Провидения, которая является стартовой точкой российской части исторической трассы «АЛСИБ», по которой перегонялась военная авиатехника из США в СССР в годы войны. По этой трассе и проложен дальнейший маршрут экспедиции. В этой экспедиции воздушное судно авиации общего назначения впервые пройдет российскую часть трассы «АЛСИБ» полностью: от бухты Провидения до Красноярска. Также, это будет первое прохождение всей трассы на вертолете. Члены экипажа вертолетной экспедиции «Россия 360» планируют сойти с трассы только для того, чтобы пролететь по территории Камчатки, посетить долину гейзеров, сделать уникальные съемки вулканов, берегов Берингова и Охотского морей.
Экспедиция «Россия 360» — это в значительной степени авиационно-спортивный перелет, в числе прочего ставящий перед собой цели и в достижении ряда рекордов. Поэтому, после всестороннего изучения, было принято решение проложить маршрут через особые географические точки и достопримечательности России», — говорит представитель клуба «АЭРОДИН» Петр Сидоров.
В составе экспедиции всего два человека — командир вертолета, частный пилот Игорь Гуржуенко и штурман-бортинженер Виктор Сидельников. В качестве транспортного средства организаторы экспедиции выбрали однодвигательный вертолет Робинсон R66, оснащённый дополнительным топливным баком, навигационным оборудованием, снаряжением для выживания, а также профессиональным оборудованием для видео и фотосъемки.
Во время экспедиции участники планируют сделать фото- и видеосъемку удаленных и труднодоступных уголков России, запечатлеть суровую красоту природы севера, узнать как живут аэродромы, удаленные от экономических центров страны, а также раскрыть проблемные места в развитии отечественной авиации.
Оригинал статьи: http://www.spb.aif.ru/society/news/136488
Над Россией с любовью |
Уникальная вертолётная экспедиция началась со Пскова
«Да они только через час у нас приземлятся», — увещевали сотрудники псковского аэропорта корреспондента «АиФ-Псков», ожидавшего прибытия в Псков участников вертолётной экспедиции «Россия 360» с минуты на минуту. Дело было 9 июля, примерно в половине шестого вечера. И когда вы будете читать эти строки, пилот одномоторного вертолёта R66 Turbine Игорь Гуржуенко и его штурман Виктор Сидельников, скорее всего, будут уже в Нарьян-Маре, а то и в Воркуте. Они будут лететь над огромной страной на своём легком вертолётике: 30 тысяч километров, 160 часов в воздухе, 60 запланированных посадок в самых безлюдных и труднодоступных уголках России – вот что такое экспедиция «Россия 360»!
И свою первую посадку авиаторы совершили в Псковской области: сначала дозаправились в псковском аэропорту, а потом полетели к самой западной точке России, которая находится в районе деревни Лавры Печорского района у речки Педедзе – почти у эстонской границы.
Игорь Гуржуенко — командир вертолета, пилот. В обычной жизни – президент компании «ЗЕНОН – Рекламные Поставки». В 2009 году закончил курс лётной подготовки пилота самолёта ЯК-18Т, получив удостоверение пилота-любителя. В 2010 году прошёл курс переподготовки на пилота вертолёта Robinson R44. В качестве второго пилота совершил перелёт из Москвы до Хабаровска и обратно на самолёте Turbolet L410 UVPE. В 2012 году получает квалификацию пилота вертолёта Robinson R66. Общий налёт составляет около 800 часов, из которых половина – налёт на вертолетах.
Виктор Сидельников – штурман и бортинженер, директор той же компании. В 2010 году в составе экипажа также совершил перелёт из Москвы до Хабаровска и обратно на самолёте Turbolet L410 UVPE. В 2012 году начал лётную подготовку в качестве пилота вертолета Robinson R44/R66. Увлекается автомобилями, гонками на RC моделях, техникой, путешествиями, рыбалкой.
С оружием и без айпада!
А собственно к Пскову они подобрались незаметно: только-только мы обсудили с работниками аэропорта, что если вертолёт не приземлится после закрытия аэропорта, то экспедиции это влетит в копеечку, как пришло сообщение: «Едут!»
То есть летят – уже над аэропортом! И через несколько минут мы наблюдали, как участники экспедиции, с некоторым трудом разгибая ноги, сходят на псковскую землю. А впереди ещё самая западная точка России, потом перелёт в Петербург, где можно будет наконец поужинать: у обоих с утра маковой росинки во рту не было – только кофе.
Первый вопрос буквально вырвался: «Устали?» Штурман Виктор Сидельников не отрицает: «И день тяжёлый был, да и последние две недели тоже. Задач было много, переносили старт из-за задержки с лицензированием оружия. Мы же летим в необжитые края, 70% нашего маршрута проходят по практически безлюдным районам. И если мы из-за погоды вынуждены будем провести 2-3 суток в лесу, то без оружия нельзя может понадобиться хотя бы для добычи пропитания. Правда, мы не охотники и не хотели бы ими становиться».
Да, когда ставишь перед собой задачу показать среднестатистическому россиянину (преимущественно горожанину), что такое Ямал, Камчатка, Заполярье, случиться может всякое. «Но хочется просто себя проверить: не пропадём ли мы без айфонов, айпадов и прочего «интернета». Да и соскучились мы по России. Ещё одна из наших задач – показать возможности легкомоторной авиации: можно на такой машине пролететь над всей Россией и вернуться живыми, здоровыми, весёлыми и с кучей эмоций!» – напоминает штурман.
Ну, дай Бог, как говорится. К слову, груз, который пилотам пришлось взять с собой, весит около 180 кг: запас топлива (в Пскове залили «под завязку»), неприкосновенный продуктовый запас, оборудование для фото- и видеосъёмки.
Летать, решать, снимать
На вертолёте R66 Turbine Игорь Гуржуенко и Виктор Сидельников уже налетали порядка пяти тысяч км. Но сейчас-то задача — пролететь в 6 раз больше: 30 тысяч км, причём за 50 дней. Из графика желательно не выбиваться: это от Москвы до Пскова не погода, а красота была — дальше будет сложнее. «Мы же летаем «визуально», от погоды очень зависим. А в Заполярье погода очень не стабильна. Придерживаться графика очень тяжело», — признаётся Виктор Сидельников.
Насколько тяжело, станет окончательно ясно через два часа. Вот цитата из дневника командира экипажа Игоря Гуржуенко – эту запись он сделал после первого дня экспедиции (после наших Лавров): «Мы сами поражаемся тому времени, которое уходит у нас на фото- и видеосъёмки, и снова понимаем, что задумки мы вложили в проект хорошие, но они нас выматывают до предела. Трудно вдвоём и летать, и проблемы решать, и операторами работать. Да тут ещё непрерывно названивает МДП «Великие Луки», беспокоятся, где мы. Мы и сами рады побыстрее умотать, ребята, мы и так уже мокрые как бобики. Бесплатных пассажиров в виде слепней и мух в салон набилось столько, что пришлось их выкуривать баллоном с инсектецидом. Взлетаем, наконец можно включить вентиляцию, немного обсохнуть, а заодно проветрить кабину от химии… Берём курс на Питер».
Неравнодушные свидетели этого героического перелёта искренне советуют пилотам: отдыхать полноценно! Шесть- семь дней перелета – полный день отдыха. Ведь впереди ещё и смена часовых поясов, и климатических зон (трижды!). Не зря сами пилоты ещё до старта признавали: проект рискованный. Может быть, даже сумасшедший… Но не зря клуб пилотов-путешественников «АЭРОДИН» любит цитировать Марка Твена: «ТОлько о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре: о том, что мало любили и мало путешествовали».
В день старта экспедиции «Россия 360», в течение которого пилоты побывали в Псковской области, они преодолели 1230 км за 6:41 летных часов.
Оригинал статьи: http://www.heliex.ru/pdf/AIF_Psk_17_07_12.pdf