Аэродром «Мостовой» — бирюзовая точка на карте российской авиации. Этот цвет означает, что здесь всегда готовы принять экипаж воздушного судна. Новую жизнь в бывший аэродром ДОСААФ вдохнула компания «Дельта-аэро» — люди, навсегда заболевшие небом. С того дня, как они пришли на «Мостовой», здесь все разительно переменилось – территорию и взлетную полосу привели в порядок, оборудовали ангары и диспетчерский пункт. А главное – на аэродроме снова появились самолеты! Причем компанию «кукурузников» (самолетов Ан-2) пенсионного возраста разбавили амфибия Л-4 и легкий пилотажник RV-7. Подробный рассказ о первом десятилетии «новой эры» аэродрома был опубликован в одном из номеров газеты «Горожанин» за 2012 год.
На «Мостовом» пополнение!
Но время не стоит на месте, и братский аэроклуб продолжает развиваться. Год назад пилот Кирилл Вильчинский говорил о том, что местный парк воздушных судов без вертолета неполон. И вот совсем недавно на «Мостовом» появился вертолет Robinson R-44. Вместе с ним в Братск прибыл инструктор, чтобы обучить пилотов управлять «обновкой». А вскоре, после окончания курсов в Екатеринбурге, у местных техников появится сертификат на обслуживание подобных вертолетов.
Как и самолет Л-4, «стрекозка» Robinson R-44 модификации Clipper может садиться на воду – он оборудован поплавками. Это лёгкий четырёхместный вертолёт производства компании «Robinson Helicopter», США. Он способен сесть на площадку размером всего чуть более 3Х3 м. Подобные машины используются правоохранительными органами в ряде стран, закупает их и МВД России. Главная сложность в управлении R-44 состоит в том, что от пилота требуется постоянная концентрация и контроль равновесия — неустойчивая аэродинамическая конструкция не прощает ошибок.
— Все больше людей проявляют интерес к пилотированию, учатся. Вскоре на нашу базу придет еще два самолета, один из них — украинский учебно-тренировочный Аэропракт А-22LS. Это двухместный сверхлёгкий высокоплан.
А-22 носит игривое имя «Шарик». Но несмотря на несерьезное название, он пользуется спросом далеко за пределами Украины – в Канаде, США, Бразилии и др. И это неудивительно, ведь предшественник «Шарика» — «Червонец» А-20 — неоднократно входил в тройку лучших в своем классе самолетов на чемпионатах Европы и мира по пилотированию. Главный конструктор Юрий Яковлев, ставший одним из основателей ООО «Аэропракт», при СССР работал в АНТК имени О.К. Антонова. Благодаря его разработкам на Украине сегодня имеется свое конкурентоспособное авиастроительное предприятие. А в России?
Малая авиация в России угроблена
— У нас практически нет малой авиации. Угроблена. В России не делают авиационные двигатели, даже авиационный бензин не делают – приходится покупать его за рубежом. На ввоз самолетов действуют огромные таможенные пошлины, а в стране нет даже своей «отверточной» сборки. Автомобили Ford и Daewoo у нас собирают, а самолеты – нет.
Нет летно-подъемного состава, нет инфраструктуры. В Братском районе множество заброшенных аэродромов, только в заморье их 8, но ни один уже нельзя использовать.
Тем Ан-2, которые сегодня еще летают, по 50-60 лет. В авиапатрулировании лесов сегодня используется именно этот самолет. А ведь час его полета оценивается в сумму порядка 50 тысяч рублей! Расход топлива Ан-2 составляет 160 литров в час, литр бензина стоит 95 рублей. В то время как амфибия Л-4 расходует всего 32 литра в час, а вертолет R-44 – 60 л/час. Внедрение современных сверхлегких самолетов могло бы дать существенную экономию!
Авиапредприятие «ПАНХ» из Улан-Удэ получило государственный транш на развитие — 300 млн рублей. Они приобрели на условиях лизинга три американских самолета Cessna Grand Caravan 10-12-местные, обучили в США пилотов и возят пассажиров. Проект по обновлению парка воздушных судов реализуется при поддержке правительства Бурятии. А у нас в области авиаперевозки нерентабельны – загруженность у 80-местного Ан-148 недостаточная. Если запустить на маршрут Братск-Иркутск такие самолеты, можно было бы по несколько рейсов в день делать!
В настоящее время парк малой авиации РФ почти в 22 раза уступает парку малой авиации США. У нас насчитывается до 10 тысяч воздушных судов против 224 тысяч в Соединенных Штатах (по информации www.bigness.ru).
Авиашоу нам пока не по карману
— Развитие идет согласно планам. Конечно, будь у нас большая команда единомышленников, можно было бы и участие в авиашоу потянуть – слетать куда-нибудь, потягаться в пилотаже. Но пока средства уходят на поддержание взлетно-посадочной полосы и самолетов в рабочем состоянии, кроме того, в развитие аэродрома нужны серьезные вложения. А нас ведь никто не спонсирует, и даже зарабатывать деньги с помощью самолетов мы не имеем права, ведь по закону авиация общего назначения — некоммерческая. В этом году с администрацией Братска заключено безвозмездное соглашение о мониторинге лесных пожаров и помощи в случае ЧП – оно действует уже несколько лет. Мы передаем МЧС координаты возгораний.
Вокруг России за 50 дней
Конечно, Братск – далеко не самый оживленный «перекресток» воздушных трасс, хотя по эту сторону Урала трудно найти более подходящий транспорт, чем самолет или вертолет. Однако на «Мостовом» нередко садятся пилоты-любители из соседних регионов и городов, а время от времени залетают и участники масштабных экспедиций. Например, прошлым летом аэродром был внесен в маршрут перелета, посвященного 70-летию «АлСиба» (Аляска-Сибирь) – воздушного пути, по которому в годы Второй мировой войны перегоняли самолеты из США в СССР. Однако погодные условия помешали пилотам посетить Братск, пришлось сесть в Октябрьском.
Но уже этим летом «Мостовой» снова стал участником смелого авиапроекта «Россия 360». Клуб пилотов-путешественников «АЭРОДИН» организовал первую одиночную вертолетную экспедицию, маршрут которой практически повторит границы России. Командир вертолета Игорь Гуржуенко и штурман-инженер Виктор Сидельников планируют на легком однодвигательном газотурбинном вертолете Robinson R66 облететь крайние точки основной материковой части страны (север – мыс Челюскин, запад – река Педедзе в Псковской области, восток – мыс Дежнева), миновав лишь южную границу, лежащую на Кавказе. Кроме того, они намерены «отметиться» на полюсе холода северного полушария, 180-м меридиане, в географических центрах России и Азии, повторить маршрут «АлСиба» и вернуться в столицу, пролетев над Транссибирской магистралью. Большая часть полета будет проходить над безлюдными, труднодоступными и малоисследованными областями Заполярья, Камчатки и Сибири, протяженность его составит 30 тысяч километров. Преодолеть это расстояние пилоты планируют за 40-50 дней, в полете они проведут около 180 часов.
Для экипажа это уже не первое длительное путешествие — в 2010 году они летали из Москвы до Хабаровска и обратно на самолёте Turbolet L410 UVPE. Однако планируемая вертолетная экспедиция будет куда более рискованной и сложной.
На братском аэродроме «Мостовой» пилоты приземлятся ближе к окончанию путешествия, на обратном пути в Москву. Следить за реализацией проекта смогут все желающие – для этого создан сайт www.heliex.ru, на котором в ходе путешествия будут выкладываться фотографии и дневник полета.
Лётно-технические характеристики
Robinson R-44
Экипаж: 1+3 чел.
Скорость максимальная: 240 км/час; крейсерская — 210 км/час
Скороподъемность: 5 м/сек
Дальность полета: 650 км
Длительность полета: 3,5 час
Рабочая высота: 1500 м
Максимальная высота: 4250 м
Модель двигателя: Lycoming O-540
Топливо: бензин Б 91/115 (100 LL)
Мощность максимальная: 260 л.с.
Расход топлива: 57 л/час
Емкость топливного бака: 120 л, дополнительный — 72 л
Полный взлетный вес: 1089 кг
Полезная нагрузка: 380 кг
Аэропракт А-22LS
Максимальная скорость: 220 км/ч
Максимальная дальность полёта (90 л топлива, штиль): 1100 км
Максимальная продолжительность полёта (90 л топлива): 10 ч.
Скороподъёмность (МСА, уровень моря): 3 м/с
Двигатель Rotax-912, мощность 100 л.с.
Разбег/пробег (в штиль): 120/100 м
Размах крыльев: 9,55 м
Длина: 6,23 м
Площадь крыла: 12,62 кв.м
Максимальный взлётный вес, сухопутный/на поплавках: 600/650 кг
Вес пустого: 290 кг
Перегрузки: +4/-2
Автор: Елена Степанова
Оригинал статьи: http://tkgorod.ru/blogs/show/183