Когда-то полет вокруг России на легком вертолете казался чем-то сродни ильфо-петровским Нью-Васюкам с их бодрыми, но совершенно несбыточными перспективами. Сейчас это реальность. Подобное утверждение на практике подтверждают участники экспедиции «Россия 360» — пилоты-любители Игорь Гуржуенко и Виктор Сидельников, на протяжении 44 дней ведущие свой Robinson R-66 от одной намеченной точки путешествия к другой.
Этим людям не стыдно позавидовать. Во-первых — их энтузиазму и смелости: не каждый решится организовать, пусть и не без помощи опытного наземного штаба, такое масштабное мероприятие. Во-вторых — тому, что им уже довелось увидеть, и тому, что только предстоит. Путешественникам уже покорились западная точка России на реке Педедзе, центр нашей страны на озере Виви, побывали они и «севернее некуда» — на мысе Челюскин. Это — только если говорить о знаковых местах, к которым подходит приставка «самый». А сколько было известных и не очень мест, от которых невозможно отвести глаз, сколько интересных встреч и того, что нельзя измерить никакими материальными единицами — впечатлений.
Однако за кажущейся легкостью всего происходящего на самом деле кроется напряженная работа и немало опасностей, в разных ипостасях подстерегающих путешественников. Иногда это погода, непреклонно заставляющая сажать винтокрылую машину в первом же пригодном для этого месте, бывает, что и вдалеке от людского жилья, в тайге и прочих неприветливых для человека местах. Как, например, это было на Анюйском хребте по дороге к самому северному городу России — Певеку. Ночевка в тесной вертолетной кабине — вещь сама по себе не из приятных. Если интересно, то попробуйте сесть на передние сиденья в машину С-класса и, не откидывая сиденье, посидеть так часов пять. Желательно после долгой дороги.
Бывает и так, что за накапливающейся день за днем усталостью приходит человеческий фактор — торопился, забыл закрыть технологический лючок, через который открывается доступ к масляному радиатору, и через несколько минут полета чуть не лишился важной запчасти. И как сложно, порой бывает заставить себя после тяжелого дня провести осмотр вертолета, который хоть и надежный железный конь, но все же требует заботы и ухода.
В своих дневниковых записях Игорь Гуржуенко приводит много полезных советов для тех, кто занимается или только собирается заняться вертолетным туризмом. Касается это как технических особенностей эксплуатации, так и явлений, с которыми можно столкнуться, например, на аэродроме Чукотки. В общем, всякое случается. Не забыты и сопутствующее снаряжение — средства навигации, связи, наборы для выживания и даже одежда, к которой суровые условия некоторых земель, через которые пролегал путь экспедиции, также предъявили свои специфические требования. Не забудьте прибавить к этому медведей — привычных бурых и экзотичных и более опасных белых, насекомых — от комара до гнуса и то, что те самые примечательные места далеко не всегда выглядят как развлекательный комплекс с блэк-джеком и подготовленной вертолетной площадкой.
Тем не менее, полет продолжается, позади почти 16 тысяч километров и более 79 часов налета. Впереди — Якутск, Бодайбо, Красноярск, Новосибирск, Омск, Тюмень, Казань, Нижний Новгород и, наконец, Москва.
Алексей Светозарский 


Оригинал статьи: http://region49.ru/index.php?newsid=31955