Все прогнозы показывали, что сегодня с севера подойдет больший и грозный циклон, который грозит накрыть Тикси не на один день. Поэтому мы решили долго не дрыхнуть, а убираться поскорей на юг — туда, где, судя по метеокартам, тепло и солнечно. Таких нехороших излишеств, как завтрак, да даже и самой возможности где-то перекусить, в гостинице «Арктика» предусмотрено не было. Что-ж, зато не будем терять драгоценного времени. «В девять, ровно в девять» от подъезда гостиницы отходит автобус в аэропорт, и мы должны на него непременно успеть. Другого способа добраться туда нет. Но в итоге, мы на него так и не успели! Точнее, я встал в восемь — сработал внутренний будильник. Привычно написав Вите в телефон СМС-ку, я засел за метеопрогнозы — благо Интернет через спутник есть. До выхода 10 минут, надо уже выходить, звоню Вите, а он… спит! Не услышал моей СМС-ки. Чертыхаюсь и бегу вниз с сумками, прошу Витю поторопиться. Я надеюсь еще застать автобус и тормознуть его. Но… Автобус ушел минуту назад!
Придётся искать другие возможности! Как я уже говорил, такси в посёлке нет в принципе. Но какая-то добрая душа у администратора гостиницы подсказала нам, что есть телефончик человека, который подрабатывает извозом. Звоним… И правда, обещает через 10 минут приехать. Нам еще вчера посоветовали отъехать по дороге в сторону порта несколько километров, где установлена стела с названием посёлка. Теперь у нас появляется возможность сделать это. Хотя время поджимает, и я нервничаю. Одного взгляда на окружающие посёлок горы хватает, чтобы сердце сжималось — всё в тумане, и видно, что туман сползает с гор и уходит вниз, к морю, и надвигается на аэропорт. Еще немного, и мы здесь зависнем…
Подъезжает старый джип, мы грузимся и едем к сначала стеле. Она оказалась дальше, чем я ожидал, и я нервничаю всё больше. Даже хотел уже было развернуть водителя, но тут мы подъехали. Быстрые кадры — и скорее к аэропорту. Приехали уже в дождь. Погода испортилась. С трёх сторон — сплошной туман, и только направление на юг светится. Там, на горизонте горит светлая полоса — там солнце! Мы поскорей загружаемся, запрашиваю запуск, и мы уже молотим винтами, готовые к взлёту, как вдруг в наушниках слышу «Говорит руководитель полётов, взлёт запрещаю, зайдите на КДП». Ёлки зеленые! Этого еще не хватало. Сейчас захлопнется видимость на юг и можно уже никуда не лететь! Отключаюсь, бегу на вышку.
Вбегаю уже весь мокрый — и от дождя, и потому что вспотел. Что такое? А ничего особенного. Просто привычная тягомотина, которой тем больше, чем дальше я отлетаю от центров страны. Тут приходится всем разъяснять и ссылаться на современные ФАПы (федеральные авиационные правила), что решение на вылет принимает командир воздушного судна. Что я такое решение принял. Что погоду по маршруту я имею и что совсем не понимаю, почему мне запрещают взлёт. РП миролюбив, но начинает ссылаться на свою ответственность и вообще на свою тяжелую жизнь, вспоминает про недавний случай, как в тутошних горах легла «восьмёрка» с пассажирами и всё такое. Ну для меня всё понятно — очередной случай «прикрытия задницы». Хотя какая может быть ответственность у этого человека? По современным законам он не отвечает за мою безопасность. Худшее, что его ждёт — это какая-нибудь проверка деятельности аэропорта и то, если с нами что-то приключится. Но мне лишь бы побыстрей улететь. Спрашиваю — что от меня нужно? Возьмите метео, говорят. Спорить нет времени. Лучше заплатить полторы тысячи, чтобы отстали. Заодно и сравню свои метеоданные с данными аэропортового синоптика.
Синоптик что-то безумно долго пишет. Выясняется, что львиную долю времени отнимает выписывание бумажек на оплату. По сути-то что, спрашиваю? Он включает магнитофон и под запись (!) начинает что-то диктовать монотонным голосом. По всему видно, что он не мне метео даёт, а точно так же прикрывает свою задницу на случай чего… Я уже начинаю злиться — спрашиваю, может вы дадите мне всё-таки консультацию, раз уж я вам плачу? Но толком он ничего сказать не может. Расплывчатые формулировки и общая невнятность. Такой прогноз можно дать по любому пятну земной поверхности. В целом, прогнозируют кругом конец света, камнепад и землетрясения с наводнением. Мне их логика понятна. Спрогнозируют хорошие условия, а не дай бог они будут хуже — останутся виноватыми. А напрогнозирует кошмары, но по факту погода будет лучше — всё нормально, ну с кем не бывает? Вот так работают у нас синоптики в аэропортах. Занимаются не помощью пилотам, а прикрытием своих задниц. Напоследок смотрю на спутниковый снимок с его экрана, он часовой давности — всё то, же, что я уже видел в своём планшете. У меня еще и более свежие данные имеются… Не удивительно, что не только частные пилоты, но уже и авиакомпании начинают массово отказываться от прогнозов наших метеослужб. Низкая квалификация и боязнь всякой ответственности. Ну что от них при этом ожидать?
Расплатился — бегу назад к вертолёту. К счастью, непогода хотя и стоит, но не движется. Юг по прежнему блещет яркой полосой у горизонта, на стыке закрытых облаками гор и моря тиксинского залива. Запускаемся, взлетаем и берем курс в сторону этой полосы. Сначала летим низко, под кромкой облачности, но каких-то 15 минут полёта, и вот они — чистое небо и яркое солнце. Мои прогнозы меня не обманули. Специально докладываю погоду Отвесному (это позывной Тикси). Пусть станет стыдно синоптику, который обещал мне на всём маршруте низкую облачность, штормовые осадки и прочие библейские страсти.
Я взялся лететь к промежуточному пункту нашего маршрута и месту дозаправки — к аэропорту Усть-Куйга — не напрямую, а в обход горного массива. Получалось немного крюком, с севера, но зато по хорошей местности. Лишний раз соваться в горы я не хочу, хотя и имею кое-какой опыт полётов в них. Может быть поэтому и не хочу? Тем более, опытные вертолётчики, летавшие в тех краях, меня предупреждали о сложной ветровой обстановке в этих краях. Кстати, недавно упавший Ми-8, с полным салоном людей, попал в катастрофу именно здесь и именно по причине ветровой обстановки в купе с плохой погодой. Летя низко — в зазоре между вершинами сопок и нижним краем облачности — пролетая над одной из вершин, он попал в нисходящий воздушный поток, цепанул балкой склон горы, упал, перевернулся и загорелся. Поэтому горные массивы надо проходить либо низами — по долинам, ущельям и руслам, либо со значительным превышением рельефа, минимум на 900 метров выше гор. Этот злосчастный вертолёт допустил ошибку и жестоко поплатился.
Обходя горы, мы наткнулись на большой заброшенный участок золотодобычи. На севере не принято вывозить технику и имущество. Всё что можно, конечно, забирают, но большая часть бросается — здания, чуть сломанная техника, инфраструктура… Вывозить что-либо отсюда, где нет дорог (кроме зимников) безумно дорого и эвакуация получается золотой в прямом смысле слова. Так и бросаются посёлки и участки, которые сверху выглядят как живые, но достаточно спуститься пониже, чтобы увидеть ржавчину, тлен и многолетнее отсутствие людей.
В Усть-Куйгу мы прибываем за час до закрытия аэропорта. Заправляемся за 15 минут, и уходит еще 45 минут на всякие формальности. Мы непрерывно сталкиваемся с проблемами, заправляясь на нашем маршруте. Мы — первое частное воздушное судно, которое летает в этих дальних краях, и мы являемся теми первопроходцами, которые торят путь. Естественно, что любое отступление от стандартной процедуры для сотрудников аэропортовых служб — это шок и ужас. Начинаются долгие метания и чертыхания, созвоны с вышестоящим начальством и тому подобные бессмысленные действия. В итоге всё решается, но уходит драгоценное время.
Под закрытие аэропорта взлетаем и идём ровно на юг, по руслу полноводной реки Яны. Я и не знал, что Яна — это столь серьезная судоходная река, расходящаяся в низовьях на десятки проток, речушек и извилин. Сейчас река полноводна — она во многих местах вышла из русла, воды мутные, течение очень сильное, кучи брёвен и всякого мусора увлекаются вниз по течению. На юг нас влечёт не столько желание отогреться после холодных ветров Тикси, сколько идея попасть к одной из особых географических точек России.
Там, на юге от нас, в городке Верхоянске расположен Полюс Холода северного полушария нашей планеты. Но наш штаб сообщает нам, что в Верхоянске чрезвычайное положение — вышедшая из берегов Яна уже подтопила часть посёлка и грозит затопить ещё больше. Так что, в Верхоянске не до нас. Но разве нас остановить? Впрочем, мы всё равно летим не в Верхоянск — там нет аэродрома и топлива — а в районный центр (центр якутского улуса) посёлок Батагай. Там расположен довольно большой аэропорт, штаб договорился о нашей заправке и приюте. Поэтому, теперь наш путь в Батагай, а вылазку в Верхоянск мы сделаем завтра.
Полёт вверх по Яне очень живописен! Отличная погода, тепло, яркое солнышко, красочные виды широкого русла! Мы решаем активно поснимать фото и видео. Я снижаюсь, и мы несёмся на скорости 210 км/час над самой водой. Ныряем в узкие протоки и пролетаем прямо рядом с крутыми обрывами правого берега. Потом посмотрели — получились отличные кадры! Красивая река, красивая погода, красивый полёт.
Батагай уже на связи, и совсем скоро мы заходим на посадку. Этот пункт маршрута у нас немного спонтанный, но наш штаб отработал чётко, и все договорённости имеются. Нас тепло встречает руководитель местного представительства авиакомпании «Полярные Авиалинии» Карлик Олег Витальевич. Он тут бог и царь и многое решает. Он нашел для нас место в профилактории пилотов «Полярных Авиалиний» и определил в отдельную комнату. Нормальной гостиницы, в общепринятом понимании, в посёлке нет и проблему жилья нам пришлось бы решать с трудом. Олег Витальевич помог нам и с полётами в субботу, когда аэропорт официально закрыт. Но это будет завтра.
А сегодня мы хотим отдохнуть. В этот день мы покрыли немаленькое расстояние. Да и накопилась усталость, ведь крайний раз наш отдых был еще в Норильске, неделю назад. Мы прилетели в Батагай в пятницу, и в наших планах немного отдохнуть здесь. Но не только отдохнуть — с Норильска, когда я ударно потрудился, прошло уже много дней и накопилась задолженность по путевым заметкам. В эти выходные я планирую снова ударно потрудиться. У Вити своих забот с фото и видео тоже хватает. Но кроме того, у нас запланирован полёт в Верхоянск. Сам Верхоянск расположен совсем рядом, всего в 70 километрах на запад от Батагая. Но сегодня уже нет сил на полёты. Этот вопрос будем решать завтра.
Я проверил сигнал нашего спутникового Интернет-терминала — уровень отличный, да и окна наши очень удачно выходят для ориентации терминала на азиатский спутник системы Инмарсат. Прекрасно, значит сможем и тексты подготовить в онлайне, и фотки закачать в Москву.Но сейчас мы голодные, как черти. Наша предыдущая трапеза была еще в Саскылахе, да и то так себе. Получается, что мы без еды уже двое суток. Голодно, однако! Нам подсказывают, что в посёлке имеется кафешка, называется «Амсай», и машина «Полярных Авиалиний» любезно подбрасывает нас к месту. Аэропорт Батагая находится на некотором удалении от посёлка, пешком не дойти.
Мы поужинали. По стилю «кафе Амсай» — это провинциальная столовка с предоплатой, и еда такая же среднестоловская. Без претензий, но не отравили, по крайней мере, и то хорошо. Мы возвращаемся в наш четырёхместный (но выделенный на нас двоих) приют для пилотов. Я засаживаюсь за путевые заметки, а Витя — за фото и видео. За остаток вечера мне удалось написать отчет за два дня, Витя слил часть фотографий в Москву, и в час ночи мы валимся спать, оставшись совсем без сил. Но это не беда, на завтра можно отоспаться!
P.S. Итог дня — пройдено 684 км за 3:40 летных часа
Очень хорошо отдохнул в отпуске. По совету, который мне предоставили по ссылке:http://www.travel.ru/hotel/russia/tyumen/arktika/#38, отдыхал в гостинице Арктика. Это прекрасное место для отдыха любой компании. здесь вежливый персонал, комфортабельные номера и восхитительная кухня. Остался очень доволен отдыхом!!!
про синоптиков в точку! вообще народ нетороплив и размерен в тех местах — им спешить некуда. Очень понимаю ваше раздражение про «закрытие задницы». Но в принципе люди хорошие и отзывчивые..но бывает всякое