Утро. Я начинаю ощущать себя камчадалом. Еще нигде, кроме 21-го километра у Певека, когда мы караулили погоду, мы на нашем маршруте не находились три дня подряд на одном месте. Ежедневно, утром или вечером, я смотрю на изменения погоды. Но долгосрочные тенденции мне определённо не нравятся. Над югом Охотского моря, где-то в районе Сахалина, закручивается огромный бублик циклона. Причем, ветра в нём пугающие — до 50 метров в секунду. Я начинаю думать, как бы сбежать с Камчатки до того, как этот бублик переместится северней.
Сегодняшний день должен ознаменоваться завершением регламентных работ на нашем борту. Сегодня же нам надо проводить Максима и Алексея, снабдив их излишками нашего багажа. Мы завтракаем и вызываем такси. Ребята самостоятельно отправятся к вертолёту доделывать свои дела, а мы — мы действуем по собственному плану. Мы ведь не просто туристы в Петропавловске-Камчатском. Мы документалисты и хотели бы поснимать в городе. Свою помощь тут снова предложил Станислав Всеволодович. У него сегодня не очень много времени, но как минимум он может свозить нас к знаменитой «смертельной» батарее А.П.Максутова на Никольской сопке. Нас интересуют памятники знаменитой Петропавловской обороны — славной страницы в истории не только города, но и всего русского Дальнего Востока. Петропавловская оборона — это защита русскими войсками Петропавловска и территории полуострова Камчатка во время Крымской войны 1853-1856 годов. Именно за эти события в 2011 году городу Петропавловск-Камчатский было присвоено звание Города Воинской Славы. Садимся в машину и, как и прежде, много разговариваем по пути — интересный человек Станислав Всеволодович! Столько всего знает о крае, ставшим ему родным. Пока ехали на противоположный конец города, погода изменилась, у океана пасмурно. Вот она, переменчивая камчатская погода. Местные рассказывают, что тут часто так — пока одна часть города в тумане и дожде, вторая может быть залита солнцем!
Приезжаем, делаем фотографии и снимаем несколько панорам. Трудно себе представить, что Камчатка — эти дальние дали, которые и сейчас, полтораста лет спустя не очень-то заселены и обжиты, еще в середине XIX века были ареной ожесточённых боёв великих держав за господство на морях и, в частности, на Тихом океане. Но Россия тогда победила и с тех пор ни англичане, ни французы, ни другие державы уже больше не претендовали на Камчатку и она навсегда осталась российской территорией.
Наша короткая поездка закончена. Не успели мы запечатлеть другие достопримечательности Петропавловска. Но времени больше нет. Алексей и Максим заканчивают работы на борту. Ребята доделали за сегодня всё, что планировали. Сегодня у нас финальный прогон двигателя и приёмка выполненных работ. Но перед тем, как ехать к вертолёту, нам надо купить USB-кабель с квадратным разъёмом, какой обычно устанавливают на принтеры. Дело в том, что именно такой разъём установлен на вертолёте. С помощью этого разъёма можно подключить ноутбук к компьютеру двигателя и снять с него все регистрируемые показатели. Поиск такого кабеля заставил нас поездить по магазинам, но в результате мы его таки нашли.
Мы возвращаемся обратно в гостиницу. Сегодня нам надо встретиться в Геннадием Крошкиным и вернуть ему колёсики, которые он нам дал взаймы на два дня. Поэтому мы договорились, что он заедет за нами в гостиницу и мы отправимся на площадку к вертолёту. В разговоре выясняется, что Геннадий немного знаком с Максимом Мартыновым. Когда-то он прилетал в Москву и обращался за помощью в Авиамаркет. Это знакомство не удивительно. Авиационный мир так тесен!
Приезжаем на вертолётную площадку. Инженеры ещё возятся с бортом, но уже практически закончили. Они сделали даже больше, чем планировали в соответствии со 100-часовым регламентом. Заменили даже сальник, который травил масло, хотя эту работу можно было бы сделать и в стационарных условиях на АТБ Авиамаркета. Заменили и выхлопной патрубок двигателя — теперь он сверкает нетронутой чистотой нержавейки. Старый, как я уже писал, потрескался из-за того, что толщина металла на старых патрубках была недостаточная. Надеюсь с этим проблемы уже не будет. Я сажусь в кабину и запускаю двигатель. Немного повисел на полной мощности двигателя. Это необходимо, чтобы потом проверить все соединения двигателя на предмет течей. Отключаю двигатель, мы тщательно осматриваем моторный отсек. Нет, всё идеально! Никаких течей, никакого постороннего масла, никаких запахов — красота! Теперь наша стрекоза готова к дальнейшему путешествию. Максим напоследок, с помощью с трудом найденного нами кабеля, считывает показатели двигателя в свой ноутбук. Мы делаем записи в бортовой журнал и в документы инженеров — подписи, борт принят, работа выполнена!
Что дальше? Геннадий предлагает всем вместе ехать в Паратунку. Паратунка — это место отдыха камчатских жителей и гостей полуострова. Там, в долине реки Паратунки, имеется несколько групп естественных геотермальных выходов горячей воды. Сама паратунская рекреационная зона, находится приблизительно в 60 км от Петропавловска-Камчатского и в 25 км от Елизово, где на источниках построены санатории, профилактории и базы отдыха. Увы. Мы вынуждены отказаться от предложения. Пусть ребята хоть немного насладятся местными радостями, а нам гора вещей рядом с вертолётом недвусмысленно намекает на то, что с ней нужно разобраться. Геннадий, Алексей и Максим уезжают, а мы остаёмся один на один с вертолётом и кучей сумок и вещей, наваленных рядом горой. Договорились встретиться вечером и отметить окончание работ.
Что-ж, зато у нас хороший повод навести порядок, а часть из сумок отправить в Москву с инженерами. Начинаем тщательный перебор вещей. Дело идёт не быстро и заняло часа два. Но в итоге мы насобирали два больших кофра с зимними вещами и прочим не нужным более грузом. Впереди нас ещё ждут длинные перегоны, некоторые из которых будут проходить в горных условиях, поэтому каждый грамм на счету. Снимая ненужные вещи с борта, мы освобождаем вес для дополнительного топлива, которое, как известно, никогда не бывает лишним. В любом случае, лучше уж таскать керосин в баках, чем ненужные шмотки.
День клонится к концу. Мы сделали полную переукладку борта и сами поразились, как много у нас образовалось свободного места. У нас в руках две больших сумки, общий вес которых добрых килограмм 30, а может и больше. Неплохая экономия! Это 40 или 50 дополнительных литров керосина. А главное, в задней части кабины теперь сумки не до потолка, как ранее, и существует резерв свободного объёма. Итоговая картинка нас радует — почти новенький после техрегламента вертолёт, сверкающий чистотой, отлично уложенные вещи, много свободного пространства внутри. Завтра можем лететь дальше. У нас в планах посещение Долины Гейзеров. Поэтому мы решаем заправить борт прямо сейчас, чтобы уже завтра не возиться. Еще полчаса и заправленный борт «с иголочки» стоит на бетонной площадке перед ангаром и готов к дальнейшим приключениям.
Мы довольны сделанной работой и вызываем такси до гостиницы. По возвращении, я снова углубляюсь в свои метеорологические изучения. Меня волнует, что будет завтра с погодой? Есть ли шанс слетать в Долину Гейзеров? Пока вроде бы ничего. Погода не идеальна, но летать позволяет. Для нас это главное. Сегодняшний день полностью разрушил наши идеалистические планы слетать в Долину Гейзеров двумя бортами вместе с Алексеем и Максимом. Во-первых, наш вертолёт оказался готов лишь к трём часам дня. А главное — все борты на гейзеры летают в компании «Край-Пурга» только по утрам. Состыковаться никак не получилось бы. Пока ребята резвятся в горячих источниках Паратунки, нам надо найти место для сегодняшней встречи. Вспоминаем, что на днях нам пару раз рекомендовали заведение «Бульвар». Поедем, пожалуй, туда.
Ресторан, хотя и располагается в торговом центре, оказался вовсе не плох. Большой, расположенный в разных залах, оформленных в различных стилях, с большим иллюстрированным меню. Правда, народу — куча. Видать прав я со своими выводами, что приличных ресторанных мест в Петропавловске-Камчатском не так много. Мест почти нет. Понравившиеся нам приватные 4-местные кабинки оказываются платными — 500 рублей в час. Не гуманно. Но другого выхода нет. Звоним ребятам — когда будете? Но они только выехали с Паратунки. Мы голодные и решаем заказывать еду не дожидаясь их. Спустя какое-то время они приезжают, но наша кабинка оказывается мала. Геннадий с супругой присоединились к нашей компании и нам всем пришлось пересаживаться на новое место. Но, наконец, мы вместе и можем достойно отметить окончание регламентных работ по борту.
В процессе беседы я интересуюсь у Геннадия вариантами, как добраться до Долины Гейзеров на вертолёте. Он там уже не раз был и охотно делится своим опытом. Он советует лететь не по побережью, как я изначально планировал, на практически напрямую, через горы. Он детально рассказывает о дороге и объясняет настолько доходчиво и понятно, что спустя несколько часов по его рассказу я легко проложу маршрут в своём навигаторе. Спасибо Геннадию за ценную подсказку. Именно такими деталями и ценен опыт местных вертолётчиков, который мы всегда с благодарностью перенимаем. Одним словом, посидели и поговорили мы славно, да ещё и полезно, благодаря Геннадию. Пора расставаться. Нашим парням завтра лететь в Москву, а мы будем их провожать. Ведь мы хотим снабдить бедняг двумя большими сумками с нашего борта для передачи их в штаб экспедиции. В Москве-то их встретят, но и мы должны проводить. Кроме того, они повезут самую большую ценность нашей экспедиции — компьютерный диск («винчестер») с фото- и видеоархивом «Россия 360». Пусть этот архив ещё не полон — ведь нам предстоит лететь домой и это тоже большая часть пути, но самые ценные и интересные съёмки и кадры уже сделаны.
Мы возвращаемся в гостиницу и каждый принимается за своё дело — Виктор возится с кадрами сегодняшнего дня и делает копию диска для передачи в Москву, а я вбиваю маршрут до Долины Гейзеров. Как всегда перед неизвестным и непростым маршрутом, я слегка волнуюсь. Лететь предстоит в горах по незнакомым местам. Но, не впервой. Думаю справлюсь. Перед этим предстоит проводить парней в Москву, а потом ещё оплатить топливо в компании «Витязь-Аэро». Дел, как всегда, куча. В общем, утро вечера мудреней.