Раннее пасмурное утро, за окном моросит дождь и в голове первая мысль, что сегодня полётов не будет. Мы знали прогноз заранее, но всё равно иногда хочется верить в чудо — вот ты просыпаешься от яркого солнца и видишь голубое небо. Но чуда не произошло. Наши метеопрогнозы редко ошибаются, и в этот день они тоже оказались, к нашему сожалению, точны. Это была самая грустная мысль с утра. Следующая грусть нападает на меня, когда захожу в комнату для умывания — она до отказа забита людьми. Сегодня продолжается смена вахты — перевахтовка. Жилкомплекс до отказа забит работягами с рудника. Так что спокойствия можно не ждать. Только два раза в месяц происходит это событие и надо было умудриться попасть сюда как раз в такой день. Погоды нет, да еще и общежитие забито! Нам «везет» со всех сторон. Пока занимаюсь водными процедурами, узнаю новости про то, что по слухам экипаж Ан-26 сегодня решения на вылет не принял и поэтому все ходят расстроенные. После долгой работы на руднике им, вместо дома, придётся сидеть как минимум сутки в гостинице и ждать погоды.
У меня в голове свои мысли — дома мне не видать ещё долго, а вот провести сутки с умирающими от тоски золотодобытчиками совсем не весело. Надо отдать должное, что у меня нет негативного настроя, ведь мы прекрасно жили с горногеологами на 21 км рядом с Певеком. Но есть одно веское «но»… Тогда мы жили в логистическом подразделении солидной иностранной компании, где выполняются жёсткие правила и хорошее руководство. Одно только то, что по территории площадок всем полагается ходить в касках, очках, сигнальных жилетах и ботинках с металлическим носком уже говорит о чём-то. А что будет тут, пока не ясно — вечер покажет. Висят таблички: запрещено то, запрещено сё… Но это всего лишь бумажки. Будем посмотреть… В любом случае, нам дали кров, и я радуюсь мелочи, что в пятиместном номере, где нас поселили, кроме нас двоих еще только два человека. У нас почти люкс! Выходя в коридор, я видел в соседних комнатах и по 6-7 человек! И повезло, что соседи достались довольно спокойные и приличные: партию в карты не предлагают, водки раздавить тоже не испытывают желания, в общем все заняты своими делами: пишут, смотрят, читают… В комнате тепло, и нас поставили на довольствие — это уже много лучше, чем сидеть «на горе», в тумане и холоде, без еды. Я возвращаюсь в нашу комнату с мыслями в унисон погоде: серыми и унылыми.
Командир экипажа весь в работе — усиленными темпами закрывает накопившиеся долги в дневнике экспедиции. Да, именно долги, потому что обещанная нами интерактивность — это большой труд: налетавшись за день, вечером надо сесть и излить впечатления на электронную «бумагу», подобрать фотографии, отправить их в Москву. Всё это задачи не из лёгких. И когда выдаются нелётные дни, можно посвятить себя работе с дневником. Вчера, просидев до ночи с разбором фото- и видеоматериалов, я долг закрыл. Но четко понимаю, что сегодня показать нашему читателю будет нечего, а значит придётся вставать и идти гулять по поселку, делать снимки нашего бытия. Первое, что делаю — смотрю в окно. Хорошо, дождя вроде нет. Соседи подбадривают — дождя нет, все нормально! Собираюсь. Хочу показать Эвенск другим, а не только самому им любоваться. Пока собирался, смотрю народ зашевелился, собирают сумки, выходят на улицу. Спрашиваю у соседей, что мол, домой летите? Они грустно улыбаются, — «Регистрацию-то объявили, но вылет отложили на сутки. Надо ехать в аэропорт, взвешивать багаж и возвращаться». Такой системы я не понял! Зачем регистрировать людей, взвешивать их багаж и тут же откладывать вылет на сутки? Странно это. Ладно, у них хоть какое-то движение имеется. Вот и мне надо идти по намеченному плану.
Ох и лукавили соседи, что нет дождя… Хотя его реально и вправду нет. Зато есть сплошное облако мелких капель и тумана, которое несёт ветер, и как только выходишь на улицу, через пятнадцать секунд понимаешь, что ты уже с ног до головы сырой. Первый признак дождя и сильной влажности — это капельки дождя на стеклах очков. Ну что делать, экипировка выбиралась тщательно, и штормовая куртка от BASK спокойно держит осадки, позволяя телу дышать. Вполне комфортно. Вот если бы еще дворники на очки поставить… Больше переживаю за фотоаппарат, но он надежно висит на шее и спрятан под курткой — всё подряд не пощёлкаешь. Сначала приходится выбирать место, прицеливаться с разных сторон, затем выбирать точку с учетом ветра, чтобы объектив не залило этой водной пылью. И потом надо очень быстро достать аппарат, снять крышку, скадрировать и нажать спуск. А потом всё в обратном порядке. Медленно продвигаюсь в сторону моря. А как же! Быть на берегу моря и не сфотографировать его — это преступление. По пути снимаю стандартную картину умирающего поселка: брошенные дома, кучи бесформенного железа и стаи собак. Дорог нет — есть огромные ямы, наполненные до краёв водой. Чтобы пройти по улице, надо предварительно хитроумно проложить путь, а потом, обходя эти огромные лужи, идти, поглядывая, чтобы проезжающий грузовик не обдал водой. C завистью смотрю на изредка проезжающие «лифтовые» япономобили на «злой» 33-й резине. Другие здесь не ходят. Ни одного легкового автомобиля за второй день пребывания в посёлке я не встретил. «Три бриллианта» Митсубиси и Тойота во всех ипостасях правят тут бал. Автомобили ездят по своим делам — в них в основном рыбаки — с реки до магазина за провизией), а я весь такой модный, в отличной яркой куртке, иду в сторону моря. Вот и оно! Ух, какой вид! Необъятный, насколько глаз хватает, серо-коричневый массив неспокойной воды, буруны на высоких волнах, низкие серые тучи и шквалистый водяной ветер с порывами — вот оно Охотское море.
Желания пробежаться по берегу или романтично посидеть, посмотреть вдаль конечно же нет. Тем более, что даже смотреть тяжело из-за пелены дождя и порывистого ветра. Видимость над морем не дальше 100 метров. Стою и думаю, как бы это сфотографировать, да так, чтобы в секунды не залило фотоаппарат? По береговой линии ползет УАЗ-«буханка». Проползая мимо меня, сбавляет ход, и водитель с явным недоумением в глазах смотрит на меня, как бы спрашивая: «… парень может тебе помощь нужна?» Я показываю знаками, что мол фото хочу сделать, просто фото. Он крутит пальцем у виска и прибавляет газу. Я не в обиде, наверное, если бы я жил на берегу этого сурового моря и вдруг увидел человека в такую погоду, то тоже покрутил бы пальцем. Выбираю пару точек для съёмки, делаю снимки и без промедления иду назад. Замечаю боковым зрением, что в ту же сторону что и я, перемещается стая собак. Начинаю вспоминать фильмы про волков, которые двигаясь параллельно с жертвой, ждут пока она обессилеет и станет легкой добычей. Стратегия моей стаи диких собак ничем не отличается. Иду дальше и пытаюсь фотографировать окрестности. Как только вхожу на окраину поселка, собаки пропадают: не дождались они, что жертва вымотается! :-)
Не могу не описать центральную улицу посёлка. Но почему я решил, что она центральная? Наверное потому, что это улица вымощена бетонными плитами и на ней располагаются госучереждения — суд, поликлиника, куча мелких магазинчиков, частью закрытых и каких-то унылых ларьков. Тут же аэропорт… А апофеозом этой картины является конец улицы, упирающейся в старую площадь с Домом культуры и памятником Ильичу. Ну разве это не все признаки центральной улицы? Дождь временно стихает и уже можно снять капюшон, по очкам ничего не течет и можно спокойно поснимать, что я и делаю. Постепенно начинаю понимать, что джинсы стали тяжелыми от воды, а в кроссовках нога уже хлюпает. Значит пора возвращаться домой. Точнее, в наш приют.
День продолжается, и пришло время обедать. Столовая на первом этаже, обед в течение часа с 13:00 до 14:00. Нас заранее предупредили, что мы, платники-транзитники, должны приходить на обед во вторую смену, после 13:30. В столовой всё более-менее похоже, на уже виденное нами на 21-м километре. Правда всё намного компактней и питание попроще. Мне кажется, что даже столовая в нашем московском офисе у нас просторней. Выбор блюд тут минимальный, но всё-таки это какое ни на есть горячее питание! Сегодня, конечно, тесновато: люди идут потоком.
Мы вновь начинаем думать на тему «как же нам сбежать из этой водной ловушки» и идем смотреть погоду. К сожалению, интернет тут работает только наш, спутниковый. Да ещё и окна выходят в нужную нам сторону только в умывальной. Но хоть так. Что бы мы делали без нашего терминала? Включаем интернет и долго изучаем погодные карты, буквально затирая их глазами до дыр, но погода не радует. Ещё раз медленно просматриваем погодные тенденции и видим, что лучше всего будет улетать отсюда послезавтра, в четверг. Но можно попробовать и завтра, где-то в интервале с 6:00 до 12:00. Как будто в это время дождь должен ненадолго утихнуть, хотя ветер, судя по прогнозу, остаётся. Ну что-ж, это уже какая-то надежда. Сидеть тут до послезавтра ну никак не хочется. Ещё немного посовещавшись, решаем, что погоду будем мониторить каждые три часа, а вот борт надо подготовить именно сегодня — заправить и рассчитаться за топливо, чтобы при первой же возможности вырваться из этого водяного плена. Звоню начальнику аэропорта и договариваюсь о заправке. Сергей Сергеевич, как настоящий хозяин говорит, что проблем нет, заправщики нас ждут.
Собираемся и идем готовить борт к вылету. На улице снова такой ветер, что мелкая водяная взвесь летит буквально параллельно земле. По ощущениями, метров 20 в секунду. Дорога до стоянки борта занимает 7-10 минут, за которые мы снова основательно промокли, джинсы и кроссовки хоть выжимай. Находим нужного нам человека, который обещает в ближайшее время подогнать ТЗ-шку. Вскоре приползает огромный ТЗ на базе КрАЗа. И снова веселые шутки от заправщиков, что из-за ваших «ста литров» мы целый КрАЗ заводили, у которого расход больше, чем у вас. Расчитываем топливо, прибавляем запас и быстро заправляемся. Неприятная вещь -заправляться во время дождя. Очень не хочется, чтобы вода попала в бак, поэтому прикрываю горловину тряпкой и стараюсь не пропустить момент, когда бак будет полным. Но всё проходит удачно, мы заправлены и подготовлены к вылету. Чуть позже надо будет сходить, рассчитаться за топливо, но это уже не сложно. Главное, что мы готовы к вылету и, возможно, завтра утром пойдем на Магадан!
В гостинице бурлит жизнь, зарегистрированный вхолостую народ ходит туда-сюда, основные разговоры про нелётную погоду и про то, взлетит завтра борт на Магадан или не взлетит. Кто-то в курилке шутит, что экипаж уже наверное на рыбалке, и если рыба клюет, то сидеть тут ещё пару дней. Людей и их переживания можно понять, ехать на вахтовке с далёкого рудника всю ночь, а утром услышать, что самолёта на Магадан сегодня не будет. Надо отдать должное, но при всей плачевности ситуации с их вылетом, особых инцидентов, связанных с алкоголем, не было. Все тихо-мирно, кто-то играл в компьютер, кто-то смотрел телевизор, кто-то просто спал.
Командир всё пишет свои отчёты, но надо прерваться, у нас очередной сеанс связи с материком — так мы называем прогноз погоды через спутниковый терминал, который нас уже в который раз выручает. И снова обсуждения, что делать. Вроде как есть надежда улететь, и нам кажется, что можно выскочить из Эвенска в районе 6 утра. Принимаем решение встать в 6 утра, посмотреть фактическую погоду за окном и прогноз через спутник. И уже на основе этого принимать решение на вылет. Ложусь с двумя мыслями: хорошо бы борт с вахтовиками завтра улетел, было бы спокойней и свободней с местами. Ну и самая главная мысль, чтобы завтрашний прогноз на улучшение оправдался.
Наши соседи не дают нам возможности долго полуночничать. Свет выключается в 22:30. Укладываемся и мы. Спокойной ночи, пасмурный Эвенск.