Бортовое напряжение многих воздушных судов 28 вольт. И вертолеты не исключение. Особенно это касается газотурбинных ВС, хотя и некоторые поршневые (например, Robinson R44 Raven II) имеют бортовое напряжение 28V. 12 вольт, в-основном, у маленьких поршневых ВС. Но у всех газотурбинных и даже у мало-мальски крупных поршневых — 28 вольт. Это объясняется тем, что более высокое напряжение позволяет снизить токи потребителей на борту. Как результат, снизить потери напряжений и токов, уменьшить сечение питающих проводов и их вес. В общем, самолеты и вертолеты авиации общего назначения примерно поровну делятся на те, у которых бортовое питание 12V и те, у которых 28V.
И если с 12-вольтовым питанием проблем почти нет, то владельцы ВС с бортсетью 28V вынуждены думать о том, как им питать и заряжать свои гаджеты. К счастью, авиационные навигаторы и многие другие устройства профессионального класса (например, многие спутниковые телефоны или спутниковые трекеры) имеют блоки питания (зарядки), способные воспринимать широкий диапазон входных питающих напряжений. Допустим, зарядка в прикуриватель для спутникового телефона Iridium работает от 10 до 32 вольт! Суй куда хочешь! :-) Другое дело более прозаичные бытовые устройства, приборы и гаджеты. Все они если и имеют зарядное устройство для автомобиля, то, конечно, предназначены для автомобильной бортсети 12V. Это касается и ноутбуков, и планшетов, и видеокамер, и фотоаппаратов, и мобильных телефонов, и многого другого (например, автомобильное зарядное устройство нашего мега-аккумулятора тоже рассчитана на 12V). Как в этом случае обеспечить питание и зарядку устройств? Нужен электронный преобразователь питающего напряжения 28V -?12V.
Виктор тщательно изучил рынок преобразователей и он оказался не настолько широк. Кстати, мы сразу постарались отбросить преобразователи с охлаждающими вентиляторами. Во-первых, вентилятор — устройство не слишком надежное, а его отказ может привести к тепловому выходу из строя всего преобразователя. Во-вторых, вентилятор автоматически означает наличие отверстий и лёгкий доступ к внутренним компонентам: представьте, что вы случайно уронили скрепку или винтик и они попали внутрь преобразователя напряжения. :-( Вот почему такие устройства были нами забракованы. А среди тех, которые рассчитаны на охлаждение естественной конвекцией, выбор оказался не столь уж и богат.
В итоге, наш выбор пал на итальянского производителя, специализирующегося на преобразователях, в-основном, для устройств связи. Но у них в модельном ряде самый мощный преобразователь без принудительного охлаждения — модель RT16 на ток до 16А. Правда, натурные испытания показали, что лучше его эксплуатировать на токах не выше 12А. Дальше напряжение начинает немного проседать и тепловые нагрузки растут (а значит надежность падает). Диапазон входных напряжений у RT16 — от 20V до 30V.
Второй преобразователь, который мы взяли для испытаний — от отечественного производителя, модель с зубодробильным названием СЭППН3220-24/12. Он рассчитан на выходной ток 20А при диапазоне входных напряжений от 18V до 45V. Как мы видим, заявленные характеристики тут даже лучше, чем у итальянцев. Также, на корпусе есть кнопка с подсветкой — можно контролировать работу преобразователя по светодиоду и при необходимости отключать его. Правда, в этом преобразователе немного смущает отсутствие радиатора. У итальянцев-то радиатор большой площади, с хорошими характеристиками теплорассеяния. Тут радиатором является сам корпус (вся коробка), но он без рёбер и хватит ли тут естественного охлаждения при больших токах нагрузки, еще непонятно.
Итальянский преобразователь RT16 во время испытаний был нагружен на 110 Ватт (три галогенных лампы 30W + 30W + 50W), что означало выходной ток 9А. Преобразователь в тёплом помещении (температура +28°C) при затрудненной конвекции (стоял торцом на столе) вышел на температурное плато при температуре +55°С. Это вполне хорошие тепловые характеристики. Завтра нагрузим отечественный и сравним характеристики. Потом будут нагрузочные испытания — прогон часов на 8. Чтоб уж если где-то тонко, пусть порвётся на земле.
В одном из следующих сообщений, я расскажу, как у нас будет выполнена система электропитания/зарядки для гаджетов — на борту и на земле.