Ночь в кровати, после ночи в сидении вертолёта, показалась раем. Но долго пребывать в раю нельзя — надо лететь. Тем более, за окном уже были все признаки непогоды — с севера шли облака, а местами накрапывал мелкий дождик. Кроме того, нам надо успеть к закрытию аэропорта в Тикси. Впрочем, прикидывая время полёта и разницу в часовых поясах, я начал понимать, что могучий план может не удаться. Ладно, в полёте разберемся. Будет много времени на общение со штабом, благо трекер DeLorme InReach позволяет поддерживать чат со штабом прямо в полёте. Готовя вертолёт мы попросили рыбаков завести генератор. Наш мощный аккумулятор оказался высосанным до нуля, но не все гаджеты зарядились. Часть устройств вчера пришлось отключить, так как мощности преобразователя не хватало. Их-то и предстояло дозарядить. Часа или полутора нам вполне хватило.
Заправив вертолет снова с достаточным запасом — мало ли что, не Подмосковье — мы попрощались с рыбаками. Хорошие мужики, работящие и неглупые. Расплатившись за топливо и постой (хотя они не просили, но мы настояли), мы уже садились в вертолёт, когда один из них притащил презент — две огромных слабосоленых рыбины. Я еще позавчера, когда мы только прилетели на Саблера и нас угощали рыбой, отметил: до чего она свежая и вкусная. Это не та пересолёная рыба в вакуумной упаковке, которую продают в наших магазинах. Нежная, тающая во рту рыба, которой нас угостили на Саблера — это было что-то, чего я никогда за свою жизнь не пробовал. Просто объедение. С картошечкой можно умять очень много, настолько вкусна. Вот её-то они нам и принесли, добрые души — два больших гольца слабого суточного посола. Хотя рыбаки утверждают, что рыба настолько чистая, что её можно кушать прямо сырой, как сашими. Просто окуная в соль и перец. Загрузив рыбу в багажник — там самое холодное место — мы не без труда оторвались от земли и сделав прощальный вираж над посёлком трёх простых русских мужиков, направили вертолёт на юго-восток, к якутскому посёлку Саскылах.
Мы быстро вылетели из под надвигающейся непогоды и уже бороздили необъятные просторы тундры на 50 метрах — так было выгодней для съемок, да и просто веселей. Над ровной, как стол, поверхностью лететь высоко еще и неуютно. Поверхность во всех направлениях одинаковая, безориентирная. Забравшись всего на 200 метров ощущаешь себя как в компьютерной игре — только покачивающийся горизонт и небо. В общении со штабом выяснилось, что наш грандиозный перелёт не получится. Разница в часовых поясах + довольно большие перегоны не давали нам времени успеть до закрытия Тикси. Значит будет ночёвка в Саскылахе. Жаль.
Саскылах — это совсем небольшой якутский посёлок. Аэродром находится поодаль — пешком не добраться. Мы планируем завтра поутру улететь, поэтому желательно заправиться с вечера. Следующий пункт маршрута — Тикси — нам более интересен — этот бывший городок военных лётчиков дальней авиации и гарнизон знаком мне по газетам и телевидению еще с детства. Это, конечно, не Диксон, но тоже интересная точка на карте со своей историей. В Сасылахе нас встречает глава администрации посёлка Васса Михайловна. Как водится — на УАЗике. Мы поскорей заправляем вертолёт и прыгаем в машину — тепло, и слепни просто одолевают. Нам рассказывают, что еще позавчера было +3*С и теперь в посёлке радуются хорошей погоде. Мы тоже радуемся — куда не прилетим, нам рассказывают, что незадолго до нас погода была плохая. А мы словно бы привозим хорошую. Всегда бы так..
В посёлке имеется гостиница под названием «гостевой дом НИКО». Держит её ныне москвич, уроженец Саскылаха. Он нас встречает у входа, интересуется экспедицией, кто мы, откуда и куда путь держим. Гостевой дом был с удобствами на первом этаже, но главное, что был душ. После нашей челюскинской эпопеи нам страстно хотелось помыться. До сна было еще много времени, мобильный интернет от МТС слабенько, но дышал, и я засел за компьютер, писать путевые заметки. Виктор — за своё привычное дело — сортировку фото и видеоматериала.
Я с борта прихватил рыбу, которую нам подарили добрые рыбаки. Куда нам две-то — одну бы съесть! Зову ближе к вечеру Виктора за трапезу. Засев в пустующей кафешке на первом этаже, мы разделали одну рыбину и честно старались съесть её с хлебом. Скажу откровенно — не получилось. Мы, как избалованные браконьеры, выели самые мясистые места, а с остальным разбираться не хватило духу. Насытились и так по горло. Вторую рыбину мы засунули в холодильник хозяев, предварительно тщательно её завернув, чтобы не пахла. Завтра заберём с собой…
До конца дня у меня хватило времени только на один отчёт. Но я стараюсь писать подробно, поэтому получается, увы, не так быстро. И всё же, день, когда мне удалось написать хоть что-то, я считаю не прожитым зря. Уж больно давит на меня груз долга. И так наметилось стабильное отставание путевых заметок от текущей даты перелёта. Вот бы наверстать долги и сделать так, чтобы вечером мне пришлось описывать события текущего дня… Стараюсь, но пока не выходит.
Забарахлила наша панорамная установка. Забарахлила она еще на Челюскине. В один прекрасный момент перестал щелкать затвор фотоаппарата, при том, что механизм исправно крутился и ориентировал камеру правильно. Сначала были подозрения на влагу, которой мы пропитались, ночуя на берегу бухты Гафнер Фьорд. Потом решили сбросить настройки к заводским установкам — мало ли, может какой завис программы. Но больше всего подозрений было на разъёмные соединения. Потому что в какие-то моменты головка начинала работать, щёлкать затвором и вновь переставала. Явно где-то не контакт. Виктор пытался разобрать машинку и всё тщательно передёрнуть, подтянуть разъемы. И снова — сначала заработала, а потом вновь забарахлила. Ну что ты будешь делать! Панорамы — это наша фишка в перелёте. Еще никто не снимал сферических панорам в таких местах, где это делаем мы. Проблема не катастрофическая — можно делать снимки пальцем, вовремя нажимая кнопку затвора. Собственно, так мы и делали на Челюскине, когда появились первые признаки проблемы. Но все равно неприятно.
В некотором расстройстве ложимся спать. Завтра в Тикси!
P.S. Итог дня — пройдено 558 км за 2:56 летных часа