Мы все делаем для того, чтобы пролететь маршрут спокойно и безопасно. Но авиация — есть авиация. Лететь и не готовиться к проблемам — это не только легкомысленно, это еще и не профессионально. Поэтому, не смотря на то, что мы будем максимально осторожны и осмотрительны в принятии решений и в самом полете, мы, тем не менее, тщательно готовимся и к нештатным ситуациям. И мы стараемся предусмотреть всё, что только возможно предусмотреть. Почти любая проблема, которая нас караулит, сводится, в итоге, к проблеме выживания в отсутствии людей и помощи. Такое может случиться, когда придется садиться in the middle of nowhere, как говорят в английском.
Такие посадки могут случиться только по двум причинам:
- Вынужденная посадка по погоде. Если случится так, что погода на маршруте прижмет и мы сядем в ожидании окончании непогоды, мы должны быть готовы сидеть, даже если сидеть придется не один день. Здесь на первый план выходит проблема пропитания. У нас будет с собой неприкосновенный аварийный запас питания (НАЗ), которого должно хватить на 4-5 дней. Будут с собой, также, рыболовные снасти и охотничье ружьё. Однако, я не буду сейчас углубляться в эту тему — о ней напишу отдельно. Она сама по себе интересна и многогранна. Но могу сказать, что данная ситуация, хоть и не приятна, но не опасна. Любая непогода рано или поздно заканчивается и можно лететь дальше.
- Вынужденная посадка из-за неисправности матчасти. В принципе, самое плохое, что может быть в нашей экспедиции, это сесть в заднице мира, на большом удалении от жизни, да еще со сломанным бортом. Вообще-то, это самый главный кошмар любого летчика. Кошмар, потому что лететь дальше больше невозможно — нужно либо ремонтировать борт, либо эвакуировать экипаж. И в том, и в другом случае, необходимо взаимодействие с кем-то третьим, кто будет нашим помощником и спасителем. Но даже это развитие ситуации, о котором и думать не хочется, мы должны предусмотреть. И в данной заметке речь пойдет об этом втором случае.
Вопрос поиска, который столь остро стоял практически во все годы использования авиации, в крайние 10 лет был практически снят с повестки дня внедрением в авиации систем GPS. Благодаря точным спутниковым технологиям, теперь месторасположение борта в любой момент времени известно с точностью буквально до метров. Мы на вертолете будем иметь три спутниковых трекера, которые будут давать отметки нашего месторасположения, соответственно, каждые 2 минуты, каждые 5 минут и каждые 10 минут. Это значит, что даже если мы сядем и у нас откажут все трекеры и телефоны (что маловероятно), в худшем случае район поисков будет ограничен эллипсом, имеющим по длинной стороне размер 3 км (а скорее всего в 2-3 раза меньше) и эта длинная сторона будет ориентирована по траектории движения. Это очень небольшой пятак земли, который легко обнаружить.
Осталось разобраться с тем, кто будет организовывать спасание? Мы этот вопрос продумывали по разному и с привлечением разных средств, но единого понимания у нас всё-таки не было. И тут нам на помощь пришла родная Росавиация. Сразу скажу, что такой масштабной помощи, который может оказать государственная структура, не в силах оказать больше никто, так что решение, любезно предложенное Росавиацией, самое крутое из возможных.
В составе Федерального Агенства Воздушного Транспорта (Росавиации) имеется «Управление по авиационно-космическому поиску и спасанию». В этом управлении есть «Отдел организации поисково-спасательного обеспечения космических объектов». Он наиболее известен потому, что именно он обеспечивает эвакуацию космических экипажей, возвращающихся с орбитальной станции МКС. Но в этом управлении есть также и «Отдел организации авиационного поиска и спасания». Там была разработана схема поисково-спасательного обеспечения вертолетной экспедиции «Россия 360» (см. рисунок).
На схеме виден маршрут экспедиции (синий пунктир) и дано месторасположение аэродромов, где в распоряжении Управления ПСО имеются авиационные средства поиска и спасания. На карте кругами очерчены зоны досягаемости соответствующих воздушных судов: зеленые круги — это вертолеты, красные и синие — самолеты. Видно, что на значительной части маршрута, имеется возможность в те или иные сроки обеспечить поиск и спасение экипажа. Есть и районы, где такой возможности нет — на них нам надо проявлять особую осторожность.
Предложение Росавиации по осуществлению мониторинга движения вертолета и организации ПСО неоценимо! Повторю, как мантру — мы будем предельно осторожны и осмотрительны. Но ощущение того, что за твоей спиной стоит кто-то большой и надежный — оно дорогого стоит. Оно внушает уверенность и придает нам сил. Спасибо Прусову Сергею Аркадьевичу (начальнику УОАКПС Росавиации) и его сотрудникам за подставленное плечо помощи!