Подъём в стандартные для нас 8:00 утра. Сегодняшний день должен быть особенным. Кажется, удачно складываются два обстоятельства. Во-первых, регламентное обслуживание вертолёта закончено, ребята, инженеры из Авиамаркета, вернулись в Москву и наш вертолёт готов к дальнейшим полётам. Во-вторых, непростая и переменчивая Камчатская погода сегодня, видимо, благоволит. Есть шанс слетать в знаменитую Долину Гейзеров. Однако, это второй очередью. А в первую очередь сегодня надо съездить в компанию «Витязь-Аэро», чтобы оплатить топливо, которое мы использовали в Эссо, а во-вторых, предоплатить топливо, которое понадобится нам на обратном пути.
Вообще, ситуация с авиационным керосином ТС-1 на Камчатке не простая. Как и в Заполярье, тут нет свободного и общедоступного керосина на каждом углу. Разве что, в международном аэропорту Петропавловска-Камчатского «Елизово». Остальные аэродромы и вертолётные площадки Камчатки либо частные, либо находятся под управлением ФКП «Аэропорты Камчатки». Федеральное казённое предприятие обеспечивает топливная компания «Солнечный ветер», но в «Аэропортах Камчатки» есть и топливо, принадлежащее различным частным авиакомпаниям. В общем, ситуация весьма запутанная.
Если говорить о вертолётной площадке в Эссо, где мы гостили два дня, топливо там принадлежит самой, наверное, крупной вертолётной авиакомпании на Камчатке «Витязь-Аэро». Эта компания любезно согласилась заправить нас в Эссо под обещание расплатиться с ними, когда мы прибудем в Петропавловск-Камчаткий. Мы уже три дня в Петропавловске и пора бы выполнить обещание — съездить в «Витязь-Аэро» и рассчитаться. Мы решаем построить наш день так — сначала едем в «Витязь-Аэро», оплачиваем уже взятое нами топливо и оставляем предоплату на топливо, которое нам понадобится на обратном пути, а уж потом едем на вертодром «Авачинский» и вылетаем в Долину Гейзеров.
У нас в Петропавловске есть старый заочный знакомый, бывший клиент компании «ЗЕНОН», где мы с Виктором работаем, Старицын Антон Игоревич. Он вызвался повстречаться и как-то помочь нам в Петропавловске, когда узнал, что руководство ЗЕНОНа и есть экипаж экспедиции «Россия 360». Нам тоже было интересно увидеться с опытным рекламистом Камчатки и поговорить с ним о профессиональных вопросах. Но поскольку наше время очень ограничено, то единственным шансом на встречу и разговор было попросить Антона прокатить нас на своей машине до «Витязь-Аэро» и обратно до нашего вертодрома. Антон любезно согласился поработать таксистом, чему мы были очень рады и с благодарностью воспользовались его помощью. Антон, которого мы, наконец, впервые увидели после нескольких лет сотрудничества, оказался очень приветливым и доброжелательным, да, кстати, и вполне молодым ещё человеком, не смотря на солидный, почти 20-летный стаж работы в индустрии наружной рекламы. Мы загрузились в его солидный микроавтобус и отправились в «Витязь-Аэро», по пути беседуя на разные темы.
Когда разговор зашел о рыбалке, Антон предложил посмотреть одну из речек, где нерестятся лососёвые. Мы подъехали к мосту, с которого открывался вид на прозрачнейшие, как слеза, воды горной реки. К этому времени нерест уже прошёл и много живой рыбы мы, к сожалению, не увидели, но множество здоровенных дохлых рыбин по берегам красноречиво показывали нам что тут недавно происходило. Как известно, живущие в Тихом океане и нагуливающие там несколько лет вес рыбы семейства лососёвых — кета, горбуша, нерка, чавыча, кижуч, сёмга — приходят в реки только для того, чтобы отнереститься и погибнуть. Неизвестно ни одного случая выживания рыб после нереста. Интересно, что для нереста рыбы как-то находят именно те реки, где когда-то родились сами — это одна из неразгаданных до сих пор загадок. После нереста берега рек часто завалены дохлой рыбой, привлекающей множество птиц и зверей: ворон, чаек, россомах, медведей… В этом смысле у косолапых на Камчатке вечный праздник обжорства и поэтому они тут чрезвычайно распространены в огромных количествах.
Компания «Витязь-Аэро» имеет много своих площадок на Камчатке. Один из крупнейших вертодромов находится у посёлка Николаевка, рядом с бывшим аэродромом ДОСААФ Николаевка-1, ныне уже тоже перешедшим в собственность «Витязь-Аэро». Этот вертодром производит впечатление. Огромное поле с площадками для Ми-8, ангары, куда целиком входит Ми-8. Поле, кстати, продолжает расширяться и строятся новые площадки для вертолётов. Новое, с иголочки, здание аэровокзала и служб вертодрома. Словом, по всему видно, что «Витязь-Аэро» — это нечто очень серьёзное. Компания уже поглотила целый ряд более мелких и слабых вертолётных компаний на Камчатке и сейчас почти все опытные вертолётчики работают здесь. Компания активно занята и поглощениями авиационной инфраструктуры края. Видно, что планы у них далеко идущие. Не всем в местной авиации нравится агрессивная политика «Витязь-Аэро». Сам я не знаю ситуации и поэтому своего мнения по поводу политики «Витязь-Аэро» не имею. Но могу сказать, что когда у дела стоит сильный хозяин, обычно это лучше, раздробленности и разобщённости. Кстати, оплачивая топливо, довелось случайно познакомиться и с хозяевами авиакомпании. В общем, визит был интересный. Я оплатил нашу задолженность по Эссо и предоплатил ТС-1, который нам понадобится на обратном пути, ведь этот путь будет пролегать по западному побережью Камчатки, где ближайший аэропорт с топливом был лишь в Палане, почти в тысяче километрах на север. А чтобы добраться до Паланы, нам нужна будет дозаправка по пути, с которой и обещала помочь компания «Витязь-Аэро».
Наконец, все дела закончены. Антон — спасибо ему ещё раз — терпеливо дождался нас, пока мы делали свои дела и теперь наш путь к вертолёту. Пока ездили, пока смотрели рыб в речке, пока расплачивались за топливо, время не ждало. На часах уже третий час. Надо бы поторапливаться. Путь в Долину Гейзеров, вроде бы, не такой длинный — меньше 300 км. Но, во-первых, путь этот пролегает через горы, а во-вторых, мы уже учёные и знаем, что такое вечер летом у океана. Это вечные угрозы туманов и выносов. Сколько раз уже зарекались не вылетать вечером… Наконец, мы на нашей площадке. Распрощались с Антоном. Было, во-первых, просто приятно познакомиться с хорошим человеком, во-вторых, мы с интересом поговорили на профессиональные темы и, наконец, он нас сильно выручил с машиной и разъездами. Антон, огромное спасибо за помощь!
План подан на 16:00. Чёрт, поздно. Но мы надеемся, что потратим полтора часа туда, полтора часа обратно и у нас останется ещё добрых часа три на саму долину. Должны успеть! Запускаемся, вылетаем. Вообще, до Долины Гейзеров можно добраться двумя путями — по восточному тихоокеанскому побережью от аэродрома «Халактырка» на север. Или через горы. Мы бы предпочли лететь берегом. Но на этой дороге есть и большая опасность наткнуться на туманные выносы, и ветра с океана дуют обычно сильные, лететь не комфортно из-за значительной болтанки. Решающую роль в выборе, как уже несколько раз случалось на нашем пути, сыграли советы местных пилотов. Как я уже писал, тут своим ценным опытом поделился Геннадий Крошкин. Геннадий не просто посоветовал лететь так, как летал сам — через горы. А дал конкретный маршрут. Точнее, описал его так понятно и красноречиво, что мне не составило труда проложить его в навигаторе. Вот почему мы выбрали горную дорогу и теперь летели именно ей.
День был в разгаре и солнечная активность в атмосфере давала о себе знать — термики. Пока летели по долине до входа в горы, потрясло изрядно. А тут ещё и ветерок с востока давал о себе знать. Когда полетели по горной местности, пришлось прочувствовать на себе всю непредсказуемость горных ветров и потоков, и поэтому я сбросил нашу приборную скорость до 80 узлов. Почти всю дорогу так и пришлось лететь на 80 узлах.
Летели сначала по руслу одной реки, затем, перевалив за перевал, по руслу другой. В какой-то момент времени мы летели так, что горные края глубокого русла были как раз на уровне нашего полёта. Смотрим — на левой горе медведь! Ничего себе… Не ожидали мы увидеть мишку в таком горном краю. Как он сюда забрался? Что он тут ищет? Но медведь не стал убегать, как те, которых мы не раз встречали раньше. Наоборот, он поднялся на задние лапы и принялся нас внимательно разглядывать! Видать тоже был немало удивлён странной железной птице в этих местах. Мы успели его запечатлеть. Забавный топтыгин…
Вот рельеф начал расти, но на высоте 600-700 метров он перешел в относительно ровное плоскогорье. И уже перед самой долиной начались настоящие горные урочища с вздымающимися скалами и километровыми провалами. Тут ветер стал ещё сильней и порывистей — видимо чувствовалось влияние близкого океана. Заход в Долину Гейзеров я выбрал по руслу ещё одной речки, но когда мы влетели в ущелье, я пожалел об этом выборе. Ущелье оказалось очень узким с невероятно высокими стенами. Мы летели на высоте 400 метров, а над нами скалы устремлялись ещё на такую же высоту. Жаль нет кадров со стороны — гигантский узкий провал, огромная вертикальная пропасть, а где-то посередине летит малюсенькая букашка нашего вертолёта. Признаюсь честно — было страшно, темно, да ещё порывы ветра пугали. Поворот налево, влетаем в ещё более узкое ущелье. Я инстинктивно набираю высоту, ведь оно метров сто в ширину и клином сужается к низу. Наконец, вылетаем в большую чашу между высокими утёсами — это и есть Долина Гейзеров. Долина оказалась вовсе не долиной в географическом смысле этого слова. Это скорее глубокий каньон реки Гейзерная, которая тут протекает, дно которого всё в скалах и уступах. Но тут видны следы деятельности человека. Вот, на пригорке, одна вертолётная площадка. Вот, чуть пониже у домиков — ещё одна. Когда мы звонили руководству заповедника, нас просили сюда не садиться — это места для Ми-8. Наша площадка вон там, чуть поодаль, тоже на возвышенности. Туда нам и надо.
Созваниваясь перед вылетом с руководством заповедника для согласования нашего прибытия, нас предупредили, что в долине работает Ми-8 с подвеской. Вообще, использование внешней подвески для перетаскивания грузов — распространённая работа для вертолётов, и для Ми-8 в частности. Особенно в горах. В данном случае борт таскал вязанки деревянных деталей для ремонта старых и устройства новых мостков, лестниц и площадок для туристов. Другая техника тут не пройдет — сплошные склоны и возвышенности, а таскать тонны дерева вручную, это никаких сил не хватит. Да и долго безумно. И вертолёт тут идеален. Он цепляет очередную партию груза и в считанные минуты переносит её на несколько сот метров вбок и вниз. И только мы влетели в долину, сразу увидели этот вертолёт.
Ветер тут довольно ощутимый, колдун стоит колом. Приземляемся. Уф, я мокрый от напряжения. Дорога оказалась не простой, особенно в первый раз. Я уже не раз замечал, что одни и те же маршруты кажутся совсем не одинаковыми по сложности, когда выполняются впервые или когда ты тут уже 20 раз летал. Наверное эта дорога не произвела бы на меня такого впечатления, если бы я сюда летал как на работу. Но с непривычки показалось сложно и полёт проходил в постоянном напряжении нервных сил. Но всё-таки мы сделали это! Мы в Долине Гейзеров! Отключаемся и тут к нам подходит молодой человек в форме и со значком. Вероятно это инспектор заповедника — мы уже наслышаны, что заповедник хорошо охраняется. Спрашиваем, предупреждали ли вас о нашем прилёте? Предупреждали, говорит. Тем не менее, он всё-таки проверил наше разрешение. Служба есть служба…
Взяли наше кинофотоснаряжение и пошли в сторону домиков. Лететь казалось недалеко, а идти пришлось минут десять. С тяжестями это хорошо ощущалось. Инфраструктура Кроноцкого государственного биосферного заповедника, точнее участка «Долина Гейзеров», представляет из себя три домика. Самый большой в окружении людей. На стоянке чуть выше — Ми-8. Значит это сюда привезли туристов. Интересуемся у лётчиков — за один рейс привозят 22 человека. Разношерстная толпа разных возрастов, мужчины и женщины с неизменными фотоаппаратами. Пока проверяют наши документы и что-то там копируют, мы осматриваем окрестности. В домике небольшая сувенирная лавка. В комнате развешаны фотографии и описания долины, истории её открытия и отдельных гейзеров.
Сейчас самостоятельный доступ туристов в Долину Гейзеров строго ограничен. А мы именно такие — самостоятельные. И если нам, как вертолётчикам, разрешение всё-таки дали, поскольку мы передвигаемся по воздуху и не затрагиваем биоэкосистему заповедника, то придти сюда ногами или на вездеходной технике вряд ли получится. Во-первых, сама Долина Гейзеров труднодоступна. А во-вторых, на её территории действует заповедный режим. Её экосистема является уникальной и весьма уязвимой к внешним воздействиям, поэтому тут ведётся постоянный экологический мониторинг состояния природного комплекса, а туристическое её использование жёстко нормируется. Ещё с 1967 года в Долине Гейзеров запрещён «дикий» туризм, а с 1977 года — туризм вообще был закрыт. Это продолжалось до 1993 года, когда после создания необходимой инфраструктуры, долину снова открыли для посещения туристов. Но опять же, всё очень жестко регулируется и регламентируется. Да и стоит немалых денег. Наш пропуск, например, обошёлся нам в 16 тыс. рублей.
Неужели это такое невероятное по красоте и впечатляющее место? Тут я хочу немного внести ясность, а может и разочаровать читателя. К сожалению, знаменитая Долина Гейзеров сегодня совсем не та, какой её знают по фильмам и публикациям большинство людей. Она перестала существовать в 2007 году. Теперь это совсем другая долина и другие гейзеры, а былого величия, из-за которого долина попала в 7 чудес России, больше увы нет. Какая же трагедия тут разыгралась?
3-го июня 2007 года в Долине Гейзеров произошла крупная геологическая катастрофа, в этот день сошёл гигантский по своим объёмам оползень в верховьях ручья Водопадный, сопровождавшийся мощным грязекаменным потоком. Он обрушился вниз по долине ручья в сторону реки Гейзерной. Из сильно обводнённой грязекаменной массы в процессе сформировался селевой поток, который быстро достиг русла реки Гейзерной, и, образовав высокую запруду, устремился вниз по руслу Гейзерной. Одновременно с этим, во вторую фазу геологического катаклизма продолжилось обрушение оползневых уступов в верховьях ручья Гейзерный, в результате которых сформировались крупные обломочные лавины, спустившиеся вниз вдоль тела оползня, завершив формирование дамбы, перекрывший запрудой русло реки Гейзерной. Под оползнем, а затем и под озером, образовавшимся из-за дамбы, оказались погребены многие самые интересные и крупные гейзеры.
Это не единственная катастрофа последнего времени, которая нарушила красоту и уникальность Долины Гейзеров. Ещё раньше, в 1981 году тайфун «Эльза» вызвал на Камчатке сильные дожди, по причине которых уровень воды в реке Гейзерной поднялся на несколько метров. Грязевые потоки увлекали за собой по руслу трёхметровые валуны, разрушая всё на своём пути. Пострадали многие источники, включая знаменитый Малахитовый грот. Гейзер Большая Печка исчез совсем. Эти две катастрофы до неузнаваемости изменили облик Долины Гейзеров. И хотя в заявлениях министров российского правительства не раз звучало, что государство предпримет все возможные меры для сохранения природного памятника, уже давно признано, что в прежнем виде Долина Гейзеров существовать уже не будет никогда. Вот лишь краткая характеристика потерь: сейчас функционирует 20 крупных и средних гейзеров из сорока двух. 13 гейзеров, в том числе знаменитый гейзер «Большой», теперь находятся под водой озера, образовавшегося в результате перекрытия реки Гейзерной селевым потоком. Остальные безвозвратно завалило обвалом. Конечно, туристические компании вам скажут, что всё нормально, долина ожила и вновь пребывает в прежнем состоянии. Это ведь деньги. Вокруг Долины Гейзеров давно сложилась целая индустрия. Но ждать чего-то впечатляющего вам не стоит. Может быть вас разочаруют мои слова, но это печальная правда.
Однако моё разочарование связано, прежде всего, несоответствием увиденного и тем кадрам, которые я видел в детстве в чёрно-белых кинохрониках, снятых на Камчатке. Если это отбросить, сами по себе геотермальные явления тут очень интересны и мы провели немало времени в их съёмках. Как мы выяснили, собственных гидов и экскурсоводов в визит-центре Долины Гейзеров нет. Они прилетают сюда с тургруппами и с ними же улетают обратно. Самостоятельное хождение по Долине Гейзеров не разрешено — только в сопровождении сотрудника заповедника. Ещё недавно гулявшая здесь, последняя на сегодня группа, только что застрекотав лопостями Ми-8, улетела. Из туристов, мы одни остались в долине. Соответственно, провожатым для нас стал тот молодой инспектор, который нас встречал.
Мы познакомились — Откидач Владимир Александрович. Работает тут уже несколько лет. Почти безвылазно. Знает все местные закоулки. Пока мы ходили по мосткам — а сходить с них строго запрещено — он рассказывал о том, что знал. Вообще, даже само по себе хождение вверх и вниз по беспрерывным ступенькам, проложенным к основным достопримечательностям, утомительно. Когда же на вас не один десяток килограмм фото- и видео железа, это настоящее испытание и потогонная баня. А осмотреть и запечатлеть надо как можно больше! Мы сделали несколько сферических панорам, поснимали фото и видео и, наконец, отправились ждать извержения самого большого тут гейзера, которое происходит один раз в час. Время шло незаметно, но уже плавно подкралось к восьми вечера.
Отсняв извержение водного гейзера, мы спешно засобирались — пора! Но вид неба меня начал отчаянно беспокоить. Появилась какая-то дымка. Ещё не туман, но с воздухом явно не то, что с ним было ещё час назад. Потратив минут десять на взбирание по сотням ступенек на возвышенность, где стоят домики, мы попрощались, уложили свои сумки и поспешили на вертолётную площадку. Ещё минут десять беготни. Мы мокрые, как суслики. Наша площадка, где стоит вертолёт, мало того, что в отдалении от визит-центра, ещё и на пригорке… Притомились! Но с площадки открывается отличный вид на каньон и ущелья в округе. Добежав, мы окинули округу взором и… ужаснулись! Все низины — в тумане. Ущелье, по которому мы сюда прилетели — в облаках. Направление облачности, как и ветер, со стороны океана. Ну всё понятно — идёт вынос и совсем скоро он всё закроет. Мы запускаемся и взлетаем скорее по инерции, понимая, что вряд ли нам удастся вылететь. Мы в очередной туманно-облачной ловушке. Хорошо хоть теперь не в «чистом поле», а рядом с людьми. Взлетев, я уже пожалел об этом. Всё вокруг белое. Туман быстро заполняет долину, как чашу с молоком. Стараясь не потерять из виду площадку, спешно сажусь обратно. Приехали!
Снова и снова мы наступаем на эти грабли. Вечер + вода = туман. Как только заходит солнце и температура начинает падать, тут же, в присутствии воды, из атмосферы выпадает влага в виде тумана. Виноват температурный контраст и точка росы. Сколько раз уже давали зарок не лететь вечером и снова попались на ту же удочку. Залив Гафнер Фьорд на Таймыре, потом горы Североанюйского хребта на Чукотке, а теперь вот горы Камчатки. Но тут ситуация, конечно, не столь печальна. Здесь есть жизнь и есть у кого попросить приюта.
Пока не заглушились, решаем перелететь на ту площадку, которая расположена рядом с домиками. Если уж ночевать, то незачем вертолёту стоять вдалеке. Звоним в штаб и сообщаем, что будем ночевать в Долине Гейзеров — пусть проинформируют диспетчеров. Отключаемся, а инспектор Владимир, наш провожатый, идёт навстречу и улыбается. Он уже понял — мы остаёмся. Прошло минут двадцать с того момента, как мы попрощались с ним и поспешили к вертолёту, пытаясь успеть улететь из долины, но как правильно, что мы этого не сделали! Сейчас уже вокруг одни облака и туман. Стремительно темнеет — и от облаков, и от захода солнца. Я просто не представляю как бы мы летели в облачных горах в сумерки.
Мы виновато пытаемся объяснить Володе, что не можем улететь, но он тут человек опытный, объяснения ему не нужны. Нет-нет, да случается тут ночевать экипажам, застигнутым непогодой. Мы заходим на второй этаж домика по внешней лестнице и Владимир показывает нам где можно переночевать. Ого! Да тут целая спальня мест на 12-15, плюс ещё две отдельных комнаты. Везде кровати, имеется даже постельное бельё. Ничего себе — хоромы! Мы-то уже, было, приготовились вытаскивать наши спальные мешки, чтобы приткнуться где-нибудь в углу визит-центра, а нас размещают, как в гостинице. Конечно, мы рассыпаемся в благодарностях, а Володя нам ещё и говорит, что скоро ужин и нас приглашают! Ну вообще… Все тридцать три удовольствия.
Я уже говорил выше, доступ в Долину Гейзеров весьма ограничен и строго контролируется. И уж конечно сюда нельзя приехать с ночёвкой. А вот наше невезение с погодой, похоже, обернулось уникальной возможностью провести в долине побольше времени и даже немного пожить. Вообще, люди тут, конечно живут. Прежде всего, здесь постоянно работает два инспектора государственного заповедника и повар. Сейчас тут работает ещё три или четыре человека на ремонте помостов и ступенек, предназначенных для туристов. Один из домиков — это кордон заповедника, один — визит-центр с сувенирной лавкой и гостиницей, где мы живём и один домик бытовой — для проживания персонала. Там же кухня и рядом небольшая мастерская ремонтников.
Нас зовут на ужин. Знакомимся с хозяйкой — приятной разговорчивой женщиной. Радченко Вера Алексеевна — работает тут поваром. Обеспечивает рабочих и инспекторов горячим питанием. За ужином разговариваем за жизнь, мы рассказываем о нашем путешествии, Вера Алексеевна — себе. Нас кормят обильно — на первое наваристый гороховый суп, почти каша, на второе — котлеты и салат. Потом чай с конфетами и сгущёнкой. Единственная трудность — нет хлеба. Вера Алексеевна жалуется нам, что постоянно просит, чтобы завозили побольше, но хлеба не хватает. Дороги сюда нет. Всё завозится только вертолётами. Благо они летают сюда часто. Ежедневно приходит 4-6 бортов с туристами. Когда погода есть, конечно.
За беседами и едой время летит незаметно. Вышли на улицу, а тут хоть глаз коли. Кромешная тьма! Это вам не город с вечно светящимся небом. Да и широты уже достаточно южные, ночи тут тёмные. Слышно, как молотит небольшой дизель, обеспечивая электричеством крохотное хозяйство кордона, но это и всё, что хоть как-то раздвигает пелену темноты. На добрую сотню километров вокруг — горы и чернота. Подумаешь, становится жутковато! Витя попытался поставить на цейтраферную (интервальную) съемку фотоаппарат. Но непонятно, получится ли что-то… Слишком уж темно, хотя диафрагма открыта и выдержка многосекундная. Слышно, как шипят и шкварчат гейзеры. Интересно…
В нашей гостинице я ориентирую терминал Инмарсата в сторону спутника и мы налаживаем наш походный Интернет. Размещаю информацию о нашем положении в Фейсбук, чтобы о нас не волновались друзья и знакомые. Смотрю погоду. Утро обещает быть нормальным, но потом, ближе ко второй половине дня на долину наползают тучи. Значит завтра задерживаться тут нам не стоит. Как только прояснится — улетаем. Да и нет в наших планах этого — дорога ждёт! Ну вот, теперь точно всё. Дела на сегодня закончены, надо укладываться. У нас необычная ночёвка в Долине Гейзеров, так что ещё неизвестно, не повезло нам или напротив — крупно повезло. Спокойной ночи!
Итог дня — пройдено 227 км за 1:47 летных часа
Волонтер дня - Старицын Антон Игоревич (Петропавловск-Камчатский)