Кажется, мы пришли в себя… Вновь появилось желание лететь. Мы встали, собрали свои тяжести и готовы двигаться к аэропорту. Вот уже и Александр подъехал — он нас сегодня проводит.
Аэропорт в Салехарде под стать городу — большой, новый, с красивым зданием аэровокзала, с новой башней управления. Рядом, на подъезде, целый музей авиатехники под открытым небом: В нем представлены основные типы авиационной техники, сыгравшие важную роль в освоении Тюменского Севера. Там на постаментах вертолёты Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ми-8, самолёты Ли-2, Ан-2, Як-40, Ан-26. Как всё-таки здорово, когда заслуженные труженики неба идут не под разделку на цветмет, а на постаменты, где им и место по праву! Разительный контраст с ситуацией в Москве, где не только не устанавливают новых памятников авиатехнике, а сносят и режут те, которые были установлены раньше. Новые хозяева жизни правят бал. Но я верю, что и к их памяти потомки отнесутся так же, как они относятся к памяти прошлого сегодня. Должно воздаться!
Аэропорт Салехарда не только красив, но и удобен. Бегать по кабинетам мне не приходится. Рассчитываюсь за всё в одном кабинете, в группе сборов. Везде бы так! Заправились мы ещё на прилёте, так что нам осталось подготовить вертолёт к полёту и вылететь. Сегодня мы летим в Новый Уренгой. вообще-то, по ранее разработанному плану, мы должны были лететь в Надым, Но во-первых, мы потеряли день в Салехарде, а во-вторых, Александр не советовал терять время в Надыме. Город новый, ему около 30 лет. Никаких особых достопримечательностей там нет. Но главное — он близко. У нас нет никакой необходимости в посадке там для заправки. Топлива вполне хватает до Нового Уренгоя. Поэтому наш план на сегодня — Уренгой.
На пути в Новый Уренгой у нас будет охота за знаками. Согласно моим исследованиям, у нас по дороге будет аж три знака «Полярный круг». Все они должны попасть в нашу фотосессию, ведь это географические символы, которые выражают суть нашего географического путешествия вокруг России. Вылетаем, первый знак рядом, буквально в 70 км от Салехарда. Подлетаем — это какой-то небольшой посёлок. Никаких знаков на дороге (где обычно их устанавливают — нет. Есть только на въезде в посёлок какая-то стела. Но снизившись и разглядев её получше мы видим, что это просто обозначение названия посёлка. Чёрт, неужели осечка? К счастью, рядом, буквально в паре сотен метров, на въезде в посёлок имеется вертолетная площадка. Многие посёлки на севере имеют площадки, тут это не редкость. Мы садимся — к счастью нас не заметили проезжающие мимо водители, а сама площадка находится за деревьями так, что нашего маленького вертолётика и не видно. Мы избегаем назойливого внимания зевак. Они сильно задерживают нас.
Выгружаемся, подходим — и правда, стела с названием посёлка «Аксарка». Чудесно! В заблуждение ввела фотография с Планеты Земля, где на этом месте имеется маленькое фото с подписью «пересекаем полярный круг». Посёлок и правда находится близко к полярному кругу, но всё-таки это не географический знак. Мы расстроены. Делаем панораму, несколько фото (не зря же притащили сюда оборудование) и улетаем. Это не то, что нам нужно. Впрочем, впереди уже осечек быть не должно. Там знаки имеются однозначно.
Полёт пролегает по местам, когда-то диким, но ныне расчерченным нитками уходящим в перспективу дорог и газопроводов. Они соединяют площадки с буровыми станциями, разбросанными тут и там. Возвышаются буровые сооружения Газпрома, горят факелы, повсюду разбросаны газоперекачивающие станции. Тут добывается газ. Тут куётся благосостояние кучки семей, держащих экономику России у себя на заднем дворе, как подсобное хозяйство. А масштабы впечатляют! Миллионы километров освоенные в советское время на ударных комсомольских стройках. Тысячи километров дорог и газопроводов. Бесконечно снующие грузовые автомобили и вахтовки с вахтовиками. Нет здесь никакой безлюдной тундры. Да и звери все, наверное, давным давно разбежались.
Подлетаем к очередной точке. Вот тут, судя по значку на навигаторе, должен быть знак… Но перед нами какая-то грунтовка, столбы с оборванными проводами и богом забытая железная дорога, уже коричневая от ржавчины. Нет, тут явно не может быть знаков. Пролетели туда-сюда — ничего. Всё заброшено. очевидно ошибка с координатами на Планете Земля. Я решаю двигаться дальше на восток, точно выстроив маршрут по линии полярного круга. Мы летим аккурат по воображаемой линии, отделяющей места, где нет полярных дней и ночей от мест, где они есть. Летим уже довольно долго. И только в 90 километрах от места, обозначенного в навигаторе мы увидели действительно нормальную дорогу. Так оно и есть — вот дорога, а вот и знак. Дорога, к нашей радости, не загруженная. Рядом никаких проводов нет (что редкость). Знак не очень большой, рядом щебёнкой отсыпана небольшая площадка для заезда автомобилей и я решаю на ней присесть. Мостился-мостился (очень тесно), но умостился — хвост свисает над насыпью, а вертолёт стоит буквально в 5-6 метрах от знака.
Отличные получатся кадры! Мы делаем нашу стандартную фотосессию. Сначала видеосъемка, затем панорама, а потом фотографируемся с флагами наших партнёров и спонсоров.
Летим дальше. А вот и второй знак, но тут уже дорога куда оживлённей! Практически шоссе. Представляю сейчас ажиотаж и с ужасом думаю о толпах вахтовиков и наших задержках из-за этого. Улучаю момент, когда машин нет и сажусь — снова недалеко от знака. Накаркал. Тут же начинают останавливаться машины. Виктору приходится буквально выбегать из вертолёта, с еще вращающимися винтами, навстречу людям, несущимся поглазеть на диковину. На этот раз нам пришлось снимать с большими перерывами. То и дело останавливались машины. А когда 20 человек из вахтовки мгновенно заполоняют всё пространство вокруг стелы и облепляют вертолёт со своими фотографирующими мобильниками (их не интересует, что это тут делают люди с камерами) приходится ждать еще дольше.
Прошло долгих полтора часа, пока мы закончили. Взлетаем, берем курс на юг — к аэропорту Нового Уренгоя. Вау! Такого оживлённого вертолётного трафика я не видел раньше… Связь — вклиниться невозможно. То и дело разлетаются и возвращаются Ми-8. Вот и параллельным с нами курсом идёт Ми-8, буквально в паре километров справа. Диспетчер просит заходить за ним. Мы летим лишь немного медленней Ми-8, но через минут 10 образуется интервал, необходимый для безопасного захода. Заходим на четвёртый, уже на на прямой. Вижу, что по полосе рулит на исполнительный самолёт административного класса. Видать какая-то шишка из Газпрома улетает. Мы проходим прямо над ним. Такого у меня еще не было, чтобы заход осуществлялся над ждущем вылета на полосе бортом. Нормальная движуха! Не ожидал увидеть такого.
На перронах десятки вертолётов. Жизнь тут буквально бурлит. Нас заводят на стоянку. Тут уже ждут журналисты.
В Новом Уренгое у нас не было волонтёров. Но судьба распорядилась так, что он появился и совершенно неожиданно. В этом городе мы хотели освободиться от ряда ненужных более вещей. Наш логистический партнёр DHL взялся помочь нам с пересылками посылок для нужд экспедиции. На севере у DHL не так много городов, где осуществляется обслуживание. На нашем маршруте это был лишь Новый Уренгой и Норильск. А дальше — большой перерыв аж до Петропавловска-Камчатского. Мы решили сбросить ненужные вещи в Уренгое, а дозаказать из штаба нужные, чтобы прислали уже в Норильск. По другому не получалось.
И вот оказалось, что руководитель местного офиса DHL Лариса Штейнли стала нашим добрым помощником по Новому Уренгою. Лариса нас встретила и доставила в гостиницу «Амакс отель». Нам «повезло» — в гостинице не оказалось горячей воды. Все мы знакомы с отключениями горячего водоснабжения для ремонта и профилактики сетей на зимний период. Но если в Москве это случается на 2 недели в году, то в северных городах на куда большее время. Но это ладно — дело вполне предсказуемое. Но почему отель, зная об отключениях, не озаботился поставить собственный бойлер — это не очень понятно. Издержки «совка» и отсутствия конкуренции, больше ни чем объяснить не могу. Хоть Интернет был и то спасибо.
Забросив вещи, мы привычно схватили наши фото и видео железки и сели к Ларисе в машину делать наш стандартный моцион — фотографирование и съемку панорам наиболее интересных мест. В Новом Уренгое таких мест оказалось не так много. Город по историческим меркам очень новый. Начинался и закладывался комсомольцами ударных строек 70-х. И всё же несколько кадров мы сделали. Лариса не коренная уроженка Нового Уренгоя — приехала сюда из Тюмени. Но она хорошо знает и город, и его историю. Пользуясь случаем, хочу передать еще раз Ларисе от нас огромный привет и наши благодарности за помощь!
Вечер мы завершили ужином в ресторане при гостинице «Ямбург» — однозначно лучшей в городе. Но это ведомственное учреждение, принадлежащее Ямбург-Добыча и чтобы сюда заселиться, надо заранее писать письмо, которое рассматривает начальство. В общем, к сожалению не наш вариант. Но ресторан оказался свободен и весьма неплох, так что мы приятно провели время за интересными беседами. Напоследок, Лариса показала нам еще одно интересное место города, где мы тоже отсняли панораму: .день-то полярный, солнце не заходит.
Легли ближе к часу ночи, предварительно поставив на заказчку фотоматериалы очередного съёмочного и лётного дня. Завтра мы летим в Туруханск.
P.S. Итог дня — пройдено 567 км за 3:56 летных часа
Волонтер дня - Лариса Штейнли (Новый Уренгой)