Как-то выходит так, что пишу я вам, в-основном, о технических аспектах подготовки экспедиции. Техника техникой, но не ей единой жива экспедиция! Штаб подготовки экспедиции ведет огромную подготовительную работу в области согласований. Мы ожидаем ответов на запросы и разрешений из целого ряда государственных организаций, органов и служб.
В несколько региональных управлений ФСБ посланы запросы на пропуска в пограничные зоны. Пограничная зона — это полоса 5 км, если пешком и 25 км, если на на вертолёте. Чтобы там летать, кроме пропуска в погранзону от ФСБ, надо еще получить разрешения Генерального Штаба ВС РФ (ни много, ни мало). Они же должны разрешить нам фото- и видеосъемку. Причем, разрешение на фото- и видеосъемку нужно не только для пограничных зон, а и повсюду! Так что, если вы фотографируете или снимаете из самолета или вертолета, вы нарушаете какие-то там регуляции. Разрешение на сие дает тоже Генштаб. Мы ребята законопослушные, завели огромную папку и тщательно собираем в них все разрешения, пропуска и согласования. Чтобы на любой вопрос любого чиновника у нас была под рукой заготовленная бумажка. Кстати, пропуск на Чукотку от пограничников мы уже получили, причем с вписанным туда вертолётом. На подходе другие управления ФСБ… Есть и отказы. Мы написали в центральное управление ФСБ письмо с просьбой о помощи, в частности просили керосинчику на Мысе Челюскин (мы знаем, что у погранцов топливо есть). Но в ответном письме нам отказали, сославшись на запрет использования топлива не по назначению. Хотите на край света? Берите топливо где хотите! Мы без претензий, вот и выкручиваемся.
Написали письма с просьбой о содействии перелёту в Росавиацию и Госкорпорацию по ОрВД. Ничего конкретного не просим — просто, просим об абстрактном содействии. Фактически — информируем о планах. Все, что нам нужно, это чтобы нам не мешали. Чтобы наши полётные планы не зависали где-то в недрах и не вызывали недоуменных вопросов. Я не очень-то уверен, что нам действительно кто-то посодействует, но если среди читателей блога окажутся, например, люди из недр системы по управлению воздушным движением, экипаж с удовольствием пообщался бы с ними.
Переписываемся с представителями прессы в населенных пунктах по всему маршруту перелета, рассказываем об экспедиции, рассылаем пресс-релизы. Нам важно, заинтересовать народ нашим проектом. Радует, что реакция есть, интерес тоже. Так что, моменты нашего пребывания в городах и поселках по пути следования будут, видимо, насыщены встречами. И это здорово!
Продолжаем переговоры по согласованию заправки вертолета на маршруте. Где-то вопрос решается просто и быстро — прилетайте, заправляйтесь. Где-то потребовались договора и предоплаты. А где-то топлива нет! Точнее, топливо есть, но продать не можем или не имеем права. Начинается долгая и нудная переписка, созвоны и упрашивания. Эту работу мы ведем с февраля! Но до сих пор есть точки, где нам «кровь-с-носу» надо быть, но с заправкой проблемы. Один из самых крепких орешков — Диксон. Просто какой-то заколдованный круг! Нашей «мухобойной авиации» надо-то всего ничего, по сравнению с каким-нибудь Ми-8. Каких-то 400-600 литров. Может среди читателей блога найдутся люди со связями или с ценными советами? :) Как победить Диксон?
Еще одна ветвь разрешительной документации — государственные природные заповедники. На пути следования экспедиции их совсем не много, но кое-где маршрут пролегает и через них. Стандартный способ пройти заповедник — подняться на высоту 500 метров истинной (над поверхностью земли). Зоны ограничений заповедников простираются только до высоты 500 метров. Однако, набрать эту высоту не всегда может оказаться возможным по погоде. А потому — лучше иметь разрешения.
Наконец, согласования от аэропортов, аэродромов и посадочных площадок на прием воздушного судна. С гражданскими всё не сложно — для того они и существуют. А вот с военными аэродромами и аэродромами совместного базирования лучше иметь письменное согласование. Приятно иметь, как аргумент в беседах, увесистую папку с разрешениями и согласованиями на все случаи жизни. Страна у нас большая, иногда люди меняются, а новые не в курсе решения предыдущих. Да и законы у нас не везде знают и не везде исполняют, так что лучше подстраховаться.
это самая сложная и непредсказуемая часть подготовки, на мой взгляд. Обычно в отдаленных местах все решает человеческий фактор, но добыть контакт заранее ос всеми человеческими факторами невозможно — посему бумажки необходимы и чем больше тем лучше.. мы как то даже ездили с кучей депутатских запросов, где депутаты разных уровней просили оказать содействие. Где то прокатывало где то нет