Совещание было назначено на 15:00 и к этому времени мы уже были на месте. Было волнительно и тревожно на душе. Зал коллегии Росавиации. Большой круглый стол с микрофонами и мониторами. За столом множество важных, немолодых людей, флаги и гербы Российской Федерации….
Когда мы вышли с просьбой о поддержке экспедиции в главный орган по гражданской авиации в стране, моей целью было лишь «подстелить соломки». По большому счету, я хотел, чтобы нам просто не мешали и не вставляли палки в колеса. Я вовсе не предполагал, что по вопросу нашей экспедиции соберут совещание из половины авиационного правительства страны. Но собрали. Черт его знает, зачем и что они задумали… Зачем столько начальников? А тут еще звонит секретарь из Росавиации, которая нам пропуска выписывала, да говорит, что начальство мол посмотрело на список наших аэродромов по маршруту следования и нашло, что на десяти из них закончились сертификаты. Вот так да…
Когда мы планировали экспедицию, мы понимали, что мероприятие это будет публичным. А значит, оно должно быть безукоризненным с точки зрения правил и законов. Звонок этот я понял этот намек на возможные проблемы и слегка запаниковал. Чтобы уточнить, чем грозят закончившиеся сертификаты на аэродромах и могут ли они при этом всё еще принимать воздушные суда, я решил позвонить признанному знатоку воздушного законодательства Владимиру Тюрину, известному в среде частных авиаторов, как председатель правления АОПА-Россия.
Аббревиатура AOPA расшифровывается, как Aircraft Owners and Pilots Association — Ассоциация Пилотов и Владельцев Воздушных Судов. Это влиятельная американская и международная ассоциация, защищающая интересы и права частных авиаторов. АОПА-Россия (РАОПА) является самостоятельной Межрегиональной общественной организацией входящей в состав международного совета АОПА и ставящей перед собой цели по защите и поддержке членов организации в борьбе за право свободного и безопасного использования воздушного пространства Российской Федерации.
Владимир объяснил мне, что законодательных ограничений и оснований для отказов по приему воздушных судов из-за проблем сертификации аэродрома или посадочной площадки нет. Но самое главное, он вызвался помочь и поддержать нас на совещании. Разумеется, лучше поддержки и придумать было нельзя! Я попросил секретаря выписать пропуск и на него и мы договорились встретиться в зале.
И вот, зал полон и слово берет замглавы Росавиации Сторчевой Олег Георгиевич. Он представляет присутствующих — здесь начальники самых важный управлений — затем дает возможность представиться нам и просит рассказать об экспедиции. Пётр Сидоров — наш пиарщик и переговорщик — рассказал кратко об экспедиции, её планах, целях и маршруте, показал на экранах нашу презентацию. Затем слово взял я, рассказал об экипаже, о вертолете — все, что могло представлять интерес для высокого собрания. Наконец, подошел Володя Тюрин и я стал чувствовать себя немного уверенней. Начались вопросы. Все взоры были обращены на меня и я чувствовал себя, как на строгом экзамене. Только подумайте — все самые главные авиационные начальники страны — те, кто вершит судьбы авиакомпаний, аэропортов и вообще, авиационной жизни в России, смотрят на меня и спрашивают кто о чем — по своей специализации. Присутствовали руководители и сотрудники Управления летной эксплуатации, Управления инспекции по безопасности полетов, Управления поддержания летной годности воздушных судов, Управления авиационно-космического поиска и спасания, Управления аэропортовой деятельности. В принципе, я держался довольно спокойно. Вопросы были профессиональные, возможно одной из целей этого собрания было понять, насколько грамотен КВС, как он подготовлен. Похоже, что я произвел положительное впечатление. В принципе, я не мямлил, на вопросы отвечал быстро и точно и похоже ошибок не совершал. Разговор перешел в русло дружеских советов. Летные начальники этого звена — люди из летной профессии. Сами бывшие пилоты и штурмана. Вроде бы прониклись и идеей перелета, и нашей подготовленностью. Дали несколько очень дельных советов, как по подготовке к перелёту, так и в области документов. Основной лейтмотив беседы был направлен на вопросы безопасности. Вообще-то и для меня безопасность — превыше всего. А сейчас я подумал, как было бы не хорошо подвести всю Росавиацию, которая решила принять непосредственное участие в судьбе экспедиции.
И вот, меня спросили могут ли нам чем-то помочь? Конечно! В принципе, я думал, что единственное, о чем придется просить государственных мужей, это посодействовать с заправкой в Диксоне. До последнего времени это была наша единственная проблема, с которой мы никак не могли справиться. Но как назло, буквально за два дня до этого совещания у нас нарисовалась еще одна проблема покруче — вся Чукотка нас не принимает. И тут, стоит сделать отступление…
Дело в том, что мы начали заниматься вопросами согласования перелета еще с февраля 2013 г. Одним из важных вопросов был вопрос согласования приема нашего воздушного судна в аэропортах на маршруте нашего следования. Надо сказать, что в большинстве своём мы не встретили трудностей. Да, в общем-то, на моей памяти и не было такого, что если ты хочешь куда-то прилететь, тебе отказывали в приёме. По идее, у действующего аэропорта нет даже такого основания — отказать. Да и существуют они ради этого — принимать, обслуживать и заправлять воздушные суда и зарабатывать на этом. Но это так, лирическое отступление…
Сейчас государственные аэропорты — особенно небольшие, в дальних регионах — объединены в рамки единых государственных предприятий. Видимо так ими проще управлять и поддерживать в порядке. Так, объединены все аэропорты аэропорты Якутии (ФКП «Аэропорты Севера»), аэропорты Камчатки (ФКП «Аэропорты Камчатки») и аэропорты Чукотки тоже (ФКП «Аэропорты Чукотки»). Со всеми мы, как добропорядочные, согласовали наше прибытие, где потребовалось — заключили договора, где потребовалось — сделали предоплату за топливо… А Чукотскими аэропортами вышло что-то не то. Вообще-то, с ними у нас тоже была устная договоренность о приёме. Нам сказали, ближе к вылету присылайте запрос — согласуем. Ну и вот. Настало это время и мы стали рассылать письма. И тут в ответ на наше обращение мы получаем отказ. Почему? Что делать? Рушится весь маршрут!
Всё это я рассказал для того, чтобы был понятен груз наших проблем в канун совещания. Вот мы и изложили на нём все наши беды. Как ни странно, даже не вникая глубоко в суть проблем, нам сказали — поможем! Совещание закончилось, мы поблагодарили сотрудников Росавиации, нам пожелали успеха и напутствовали некоторыми полезными советами и рекомендациями. Мы подарили присутствующим наши сувенирные кружки с эмблемой экспедиции, пожали друг другу руки и все разошлись. К счастью, помощь Владимира Тюрина не потребовалась, но всё равно, мы впечатлились его отзывчивостью и готовностью помочь. Спасибо за поддержку, Владимир Владимирович! Весь клуб «Аэродин» оценил твоё участие в наших проблемах! Отныне мы считаем, что АОПА-Россия поддерживает экспедицию «Россия 360» и мы сделаем соответствующие шаги, чтобы это было отражено на нашем сайте и на борту вертолета.
Итак, как только совещание закончилось, мы, чтобы «ковать железо, пока горячо», сразу пошли к заместителю начальника управления аэропортовой деятельности Василию Ивановичу Волобуеву, который ободрил нас на совещании обещанием помочь. Он подтвердил, что завтра разберется с проблемой на Чукотке и с топливом на Диксоне. День закончился, мы разъехались по домам, а на утро я вижу в электронной почте два письма от В. И. Волобуева, из которых следовало, что на Диксоне нас заправят и что с Чукоткой вопрос решен. Вот так! Почти мгновенно! Василий Иванович, спасибо за «скорую помощь»! Нашей радости не было предела, ведь топливная проблема Диксона нам все нервы вымотала за два месяца переписки, а потом еще и этот «сюрприз» с Чукоткой.
По итогам совещания экспедиции, также, была обещана поддержка со стороны Управления по авиационно-космическому поиску и спасанию. Впрочем, об этом я расскажу отдельно, настолько важная это для нас помощь!
В общем, не смотря на все опасения и недоверие, с которыми мы шли на совещание, оказалось, что Росавиация нам помогла и весьма действенно. Спасибо, дорогая Росавиация! Мы тебя не подведем!
P.S. По итогам совещания пресс-службой ФАВТ был выпущен пресс-резиз. Ознакомьтесь и распишитесь! :-)
Спасибо Вильгельм Генрихович! У нас есть штаб, который и будет осуществлять координацию нашего перелета. В том числе и с Росавиацией.
Поздравляю!
Это действительно очень действенная поддержка. Не теряйте живую связь с Росавиацией во время всего полета, на всех его этапах. Еще не раз может потребоваться оперативная поддержка.
Удачи вам, ребята!