Гостиница «Карелия» в Петрозаводске достаточно комфортабельная, но рядом с ней протекает какой-то бурный ручей с порогами, который создавал всю ночь фон белого шума. Не стоит забывать и о белых ночах. Солнца на небе вроде бы нет, но всё равно светло и полное впечатление какого-то бесконечного дня. Впрочем, ни то, ни другое не помешало мгновенно провалиться в беспробудный сон.

Легли накануне во втором часу ночи, а вставать пришлось в 9:00. Казалось бы, нормально. Но оторвать голову от подушки оказалось невероятно трудно. Накопленная усталость предыдущих дней давала о себе знать. Но делать нечего — подъём, быстрый завтрак. У нас в Петрозаводске есть волонтёр — Арсений Парамонов. Нам из штаба сообщили, что он заедет за нами в гостиницу и подбросит до аэропорта Бесовец, где нас будут ждать журналисты местных изданий. Но оказалось, что Арсений уже в аэропорту, там же и журналисты. Почему они оказались там раньше нес? Нам становилось уже очень неудобно перед ними. Вчера, мы прилетели значительно позже запланированного времени, да еще в другой аэропорт, а теперь и сегодня заставляем их ждать. Вроде бы не наша вина, но все равно мы нервничаем.

Арсению пришлось ехать из Бесовца к нам в гостиницу, забирать нас. И вот мы уже едем в его машине, разговариваем. Сам он из племени не очень многочисленных тут любителей авиации, летает на мотопараплане. Вызвался помочь экспедиции, когда узнал, что она проходит через Петрозаводск. Очень позитивный молодой парень, приятный в общении. Подъезжаем к аэропорту — и правда, журналисты с микрофонами и телекамерами. Но увы, и тут мы сразу не можем уделить им внимание. Нам нужно сначала расчехлить вертолёт, чтобы заправщик смог слить лишнее топливо.

Вчера на прилёте приключилось недоразумение. Мы решили заправить борт с вечера. Я люблю заправляться заранее. Во-первых, на вылете уже не надо с этим возиться, во-вторых, сливать отстой из топливных баков правильнее после того, как топливо действительно отстоялось и возможная примесь воды осела на дно. Мы сказали заправщику, что надо долить основной бак под горлышко, а в дополнительный залить не более 100 литров. Дело в том, что наш взлётный вес даже в этом случае близок к предельному и лишний груз нам возить совсем ни к чему… На перроне нас ожидали журналисты, которые проявили невероятное терпение и дождались нашего прилета (остальные разъехались) и нужно было обязательно уделить им внимание. И оглянувшись через несколько минут мы с ужасом увидели дополнительный бак, заправленный буквально под горлышко — почти 300 литров! Кошмар! «Ну куда вы смотрели?», — обращаемся мы пожилому заправщику. «Мы же просили не более 100 литров!». Чёрт, что делать? Мы даже пытаться взлететь с таким весом не будем… Надо сливать излишек. Уговорились, что на утро сольём часть топлива. Делать это будут те же заправщики, но нам надо приехать в аэропорт пораньше и дать им доступ к борту. Вот почему сегодня нам первым делом пришлось бежать на перрон, расчехлять борт и общаться с заправщиками.

Наконец, удалось пообщаться с журналистами. Я извинился за все накладки и задержки. Да и сейчас хочу еще раз извиниться перед ребятами, которые провели в томительном ожидании не один час. Сам знаю, что нет ничего хуже, чем ждать. Топливо слили в какую-то пластиковую синюю бочку, куда поместилось 180 литров. В дополнительном баке оставалось всё ещё больше, чем нам нужно, но мы уже махнули рукой. Полетим так, вроде в значения предельных взлётных масс и центровок мы входим.

Надо сказать, что деятельное участие и помощь нам оказал гендиректор аэропорта Бесовец Савчук Юрий Анатольевич. Он лично встречал и провожал нас, позволил журналистам выйти на перрон для съемок (не стоит забывать, что Бесовец — аэродром совместного базирования) и даже округлил в меньшую сторону счет за топливо и другие платежи, когда во всём аэропорту не оказалось ни сдачи, ни разменных денег. На память мы дарим ему футболку экспедиции — спасибо большое от всех нас! Кстати, Юрий Анатольевич знает лично многих вертолётчиков АОН, приглашал прилетать в Карелию, а поршневые борты может обеспечить бензином 100LL. Наш, авиационный человек!

Весь этот слив топлива, плюс журналисты и утомительная беготня с оплатой топлива и аэропортовых сборов снова задержали наш вылет. Вместо 13:00 мы вылетели из Петрозаводска уже после двух часов дня. Взлёт, курс на Кижи! Сегодня в наших планах залететь к известному памятнику деревянного зодчества. Тем более, что недалеко (но вне переделов музея-заповедника) имеется вертолетная площадка. Погода отличная, красоты вокруг неописуемые — озёра, острова… Подходим к Кижам. Я делаю орбиту вокруг деревянных церквей, стараясь не подлетать близко.

Находим площадку, садимся. Не успели отключиться, видим, к площадке несется милицейский УАЗик. Вот это оперативность! К нам подходит светловолосый молодой сержант, интересуется кто мы, с какими целями, откуда… А в глазах огонёк и неподдельный интерес! Против ожидаемого, Дмитрий Лавров — так зовут этого сотрудника полиции — оказался нашим самым доброжелательным помощником. Узнав о наших целях, он тут же принялся названивать кому-то и организовывать, чтобы нам разрешили поснимать в музее-заповедники «Кижи». Но предварительно нам придется заехать в контору при музее, к начальству на разговор. Мы выгружаем наше оборудование и он, видя наши сумки, камеры и штативы, любезно предлагает свою помощь, чтобы довезти до места, дождаться, пока мы поснимаем и вернуть обратно.

В конторке музея мне пришлось провести минут двадцать в переговорах с местным начальством. Как это часто у нас и случается (увы!), отнеслись к нам вначале с недоверием. Стали звонить к вышестоящему начальству. Снова рассказ кто мы, зачем и откуда. Наконец, разрешение получено. Нам строго наказали, что другой раз надо заранее высылать письмо с просьбой и всё должно быть строго по бумагам. И вот мы снова в УАЗике милиционера Димы, едем к древним деревянным храмам.

Храмы огорожены и к ним не подпускают. Идут реставрационные работы. Мы ходим по территории музея, снимаем видео, делаем наши сферические панорамы, фотографируем. Погода отличная и мы радуемся хорошим кадрам и что всё так хорошо устроилось. Незаметно пролетели полтора часа, хотя мы планировали взлететь через час. Ведь нам пришлось потратить незапланированное время на общение с руководством музея. Мне начинает названивать диспетчер МДП. Ох уж эти диспетчеры. Даже если летишь в классе воздушного пространства G, они считают своим священным долгом контролировать каждый твой шаг и каждую минуту. Наш новый друг и помощник, доблестный сотрудник полиции Дима Лавров снова подбрасывает нас к вертолету, мы фотографируемся с ним на прощанье. Дмитрий совершенно бескорыстно помог экспедиции и заслужил звание волонтера экспедиции «Россия 360» и поэтому мы вручаем ему памятный вымпел, дарим футболку с символикой экспедиции и благодарим за помощь.

Набираем свои 200 метров, берём курс на Архангельск. Пересекая Онежское озеро, проходим на островом Юлькин, снижаемся, обходим по кругу. Здесь несколько лет назад зимой, в пургу, упал вертолет R44. Продолжаем полёт… Сначала жизнь видна, но потом пейзажи сменяются на бесконечные зелёные поля лесов. Погода отличная, на небе только облака хорошей погоды — легкая рассеянная кучёвка 2-3 октанта. Лететь долго. Летим, меняемся управлением, фотографируем, пишем на карту с треком свои действия и впечатления (вы и сейчас можете почитать наши комментарии). Снимать видео в полёте трудновато, мешают движения и вибрации вертолёта и отражения на блистере остекления, но мы всё равно пытаемся.

И вот, километров за 150 до Архангельска мы видим, что пересекаем красивейшую реку. Смотрим в нашу электронную карту (спасибо ЦАИ) — называется Онега. Прямо посреди реки красивейший остров, большой и совершенно правильной формы челнока. Выглядит, как корабль. Заострённые нос и корма и весь в лугах с высокой, качающейся от ветра травой. Зрелище потрясающее! Мы решаем присесть. Делаю вираж, захожу против ветра и сажусь прямо на песчаную корму, отключаюсь. Вокруг — ни единой души и нет признаков жизни, только тишина, ветер, вода, травы и мы. Душа поэта не выдерживает, и мы делаем несколько кадров, снимаем короткое видео. Но время подпирает. Аэропорт Васьково в Архангельске работает до 19:00, а на часах уже без пятнадцати. Взлетаем и на всех парах несёмся в Архангельск, хотя чувствуем, что снова попадаем под регламент (прилёт после закрытия).

В Васьково прибываем с 15-минутным опозданием. На перроне нас уже ждут журналисты из местных СМИ. Общаемся с ними, рассказываем об экспедиции, о своих впечатлениях. Пытаемся быстро разгрузить вещи, чехлим вертолёт и уезжаем из аэропорта в гостиницу. Волонтёров в Архангельске у нас нет, и поэтому мы просим таксиста сделать пару остановок, чтобы заснять панорамы наиболее популярных мест города.

Кажется всё! Программа на сегодня практически выполнена. Осталось поужинать и постараться написать отчет. На первое еще сил хватило, но вот с отчетом не заладилось с первых строк: откуда ни возьмись, навалилась такая усталость, что меня начало буквально валить с ног. Странно, вроде бы еще час назад нормально себя чувствовал… Видимо пока мобилизовал себя, пока давил груз дел и ответственности, организм был в тонусе, но как только дал слабину — моментально расклеился. И сам не заметил, как уснул прямо с iPad-ом в руках. Светлый полночный день за окном не помешал.

P.S. Итог дня — пройдено 476 км за 2:42 летных часа

1111111
Волонтеры дня - Арсений Парамонов (Петрозаводск), Дмитрий Лавров (Кижи)