В «шумной» (чаще всего в малой) авиации принято летать в наушниках. Наушники нужны, чтобы снизить шумовое воздействие на человека и уберечь слух от снижения чувствительности. Кстати, это досадное снижение слуха часто наблюдается у людей, связанных с «шумными» профессиями. Второе назначение наушников (в авиации и радиосвязи они называются «гарнитурами») — сделать связь со службами управления воздушным движением (диспетчерами) более комфортной.
Прогресс в электронике относительно недавно привел к появлению особых гарнитур с активными системами шумоподавления. Раньше шум глушили хорошими амбушюрами — это такие резиновые уплотнители, что вокруг уха. Они гасят внешние шумы за счет поглощения. Но гасят они их, увы, не полностью. Особенно трудно погасить длинноволновое (низкочастотное) звуковое излучение… И вот, додумались улавливать внешний звук и обращать его внутрь наушников с обратной фазой (специалисты говорят — в противофазе). Получается, что звуковые колебания снаружи, проникая через амбушюры к уху, складываются с обратным знаком с теми колебаниями, которые переизлучены специальным излучателем звука внутри амбушюры. Из законов физики известно, что противофазные излучения складываясь, дают в итоге ноль. Звуковые волны и противоволны гасят друг друга.
Отличная придумка! В последние годы большинство традиционных производителей авиационных гарнитур ввели в свои продуктовые линейки гарнитуры с активной системой звукопоглощения (по-английски, ANR — Active Noise Reduction). Почти каждый уважающий себя (и берегущий свой слух) пилот старается летать в гарнитурах с ANR. И не смотря на широкую представленность гарнитур с ANR на рынке, есть безусловные лидеры в этом мире. Это гарнитура LightSpeed on Zulu и гарнитура А-20 от легендарной Bose. Я много летал в обоих гарнитурах — и в самолетах, и в вертолетах — и все они мне нравятся. В обоих прекрасно сделано оголовье и амбушюры с применением мягчайших гелевых уплотнителей и высококачественной кожи-лайки. Стоимость этих гарнитур не детская — от $800 до $1,200. Но это же не массовые «уши» для прослушивания музыки в общественном транспорте… Это важный авиационный прибор!
У гарнитур с ANR есть лишь один недостаток (кроме цены). Для работы электронного блока фазоинверсии требуется источник питания. Поэтому система шумоподавления и называется «активной». Во всех гарнитурах приходится иметь блок, куда устанавливаются батарейки, обеспечивающие питание системы ANR и, кстати, канала Bluetooth для того, чтобы гарнитура могла подключаться к сотовому телефону и не лишать пилота возможности привычной мобильной связи. Основной недостаток в том, что честно говоря, за этими батарейками трудно уследить. У меня не раз бывало, что батарейки кончались в полёте, что очень затрудняло ведение связи, да и раздражало. А сменить батарейки в полёте иногда просто невозможно.
Поэтому, я очень обрадовался, когда у меня появился Robinson R66, оборудованный новыми разъемами для подключения наушников с внешним питанием (от бортсети вертолета). Наконец, пришел конец моим мучениям с этой вечной сменой батареек и их внезапным отказом в воздухе. Новый разъем с питанием называется LEMO. Первым на новый стандарт перешла компания Bose со своими гарнитурами A-20. Эти гарнитуры и стояли на новом R66. Я, привыкший к великолепным по качеству звука и шумопоглощения LightSpeed on Zulu поначалу с недоверием отнёсся к новинке. Просто казалось, что лучше LightSpeed уже просто ничего не придумать. Но когда я полетал в А-20, то понял, что они совсем не хуже по качествам шумоподавления, чем Zulu. Более того, они еще легче, на голове сидят почти невесомо, совершенно не давят ни на какие части головы и на уши, и вообще, летается в них еще комфортней!
Но, как всегда это бывает в кино, когда кажется, что уже наступило полное счастье, вылазит какая-нибудь гадость. Этой гадостью в Bose A-20 оказался разъем дополнительного источника звука. Поясню о чем речь… И Zulu LightSpeed, и Bose A-20 комплектуются 3,5 мм разъёмчиком, к которому с помощью шнура можно подключить какое-нибудь внешнее устройство (третий источник звука, если первым считать основной звук от радиостанции, а вторым — звук из сотового телефона по Bluetooth). Вот этот разъем и оказался не одинаковым у двух гарнитур.
Летая в Zulu LightSpeed, я привык подключать внешний шнурок гарнитуры к спутниковому телефону. Очень удобно! С помощью одной гарнитуры ты на всех видах связи — по радиостанции, по сотовому и по спутниковому телефону. Если вы спросите, почему нельзя спутниковый телефон, подобно сотовому, подключить к Bluetooth я скажу, что непонятно по какой причине, телефонные аппараты спутниковой системы связи Iridium не имеют Bluetooth модулей. Точнее, я могу догадываться, что имеется определенная частотная несовместимость: каналы спутниковой связи и каналы Bluetooth работают на близких или кратных частотах, что может приводить к взаимной интерференции и ухудшению качества связи. Отсюда — есть единственный способ подключения спутникового телефона Iridium к гарнитуре — с помощью провода.
Но когда я впервые подключил свой Iridium к новым наушникам A-20, то обнаружил неприятнейшую штуку. Если в Zulu LightSpeed наружный разъем 3,5 мм обеспечивает двухстороннюю связь (можно и слушать, и говорить), то в Bose A-20 этот разъем (увы и ах) только для внешнего источника звука, вроде MP3-плеера. Другими словами, звук из телефона слышен, а говорить в телефон невозможно! Ну и облом! Как тут быть?
Мы начали лихорадочные поиски решения. Никто до нас эту проблему так и не смог побороть. В результате народ, при необходимости в спутниковой связи, вынужден летать в Zulu LightSpeed. В принципе, это решение! Но, во-первых. мы возвращаемся к батарейкам. А во-вторых — к хорошему быстро привыкаешь. Некоторым пилотам вдруг показалось, что после Bose A-20 гарнитура Zulu LightSpeed оказалась менее удобной. (Моё личное мнение — Zulu LightSpeed чуточку тяжелее, но не менее удобная гарнитура, чем Bose A-20). Возможно, я бы и полетел в Zulu LightSpeed, если бы не еще одно «но».
Мы решили, что полетим в экспедицию не в гарнитурах, а в шлемах. Вообще, шлем — отдельная и большая тема для разговора. Я глубоко убежден, что шлем в вертолете — это как шлем на мотоцикле. Без него можно, но очень опасно. Впрочем, не будем сейчас перескакивать на другую тему… Достаточно сказать, что мы заказали шлемы со встроенной гарнитурой Bose A-20. И потому, что она чуть поудобней, а главное — потому, что она компактней (встраивается в шлем) и может подключаться с помощью разъема LEMO к внешнему питанию, не требуя батареек.
Итак вырисовалась задачка. Есть шлемы со встроенной гарнитурой Bose A-20, имеющие ущербный разъем для подключения внешнего устройства. И есть спутниковый телефон без Bluetooth, но со шнуром. Как их подружить? Бросились лихорадочно искать внешние модули Bluetooth. Но оказалось, что большинство их уже давно снято с производства. Теперь, когда Bluetooth есть в любом телефоне, внешние модули сопряжения оказались никому не нужны. Виктор днями рыл Интернет, находил и отбрасывал варианты и, наконец, наткнулся на решение!
Про радио говорят, что с появлением телевидения, радиостанции спасли от полного вымирания автомобили. Так же и у нас — от полного вымирания Bluetooth-адаптеры спасли рации! :) Оказывается, ручные рации типа walkie-talkie по прежнему не комплектуются Bluetooth-модулем. Считается, что всяким спецслужбам и охранникам это ни к чему. Но рации активно используют, также, всякие грибники, любители путешествий, автомобилистами в караванах и т.п. И вот они оказались заказчиками такого вида доработки раций, как оснащение их Bluetooth-адаптером. Нам удалось найти подходящий адаптер. Но без профессионалов подключить его не получилось. Во-первых, сначала потребовалось «подружить» Bluetooth-радиопротоколы адаптера и наушников. Во-вторых, оказалось, что уровень звука из адаптера недостаточен для обеспечения нормальной громкости в гарнитуре. Потребовалось около недели работы специалиста, чтобы решить все проблемы.
Использование Bluetooth для подключения спутникового телефона исключает, увы, возможность одновременного использования и сотового телефона. Но там, куда мы летим, сотовой связи и так почти нет (только вблизи более-менее крупных населённых пунктов). К тому же, один член экипажа может законнектить свою гарнитуру со спутниковым телефоном, а второй — с сотовым и проблема будет решена.
На фото — спутниковый телефон с внешним Bluetooth-адаптером (видно, что он подключается к телефону с помощью шнура), выше — зарядное устройство для аккумулятора адаптера Bluetooth и наушники Bose A-20, которые соединены в пару с адаптером. Всё работает! Проблема решена! Теперь осталось испытать эту «сладкую парочку» в воздухе — поделать реальных звонков по спутниковому телефону из летящего вертолета, чтобы не вылезли какие-нибудь неожиданности вроде помех или недостатка громкости. Чем мы с Виктором и займёмся в ближайшие выходные.
Игорь, здравствуйте!
А что за модель адаптера bluetooth?
Не напишите на 7634611@mail.ru ?
сами столкнулись с такой проблемой…
спасибо!