Подъем в гостинице «Натали» был привычно тяжелым. Гостеприимство наших друзей имеет и обратную сторону. Впрочем, мы и ехали за впечатлениями, а не дрыхнуть в гостиницах. Интернет в этом небольшом отельчике оказался дрянным. Вообще, с хорошим Интернетом городе не просто. Но выручил, как всегда, Влад. С утра они с Николаем уже ждали нас у входа в гостиницу, а мы — поняв, что за ночь в гостинице так ничего и не сумели закачать в Москву — решили отвезти наш макбук на квартиру Влада и там поставили файлы на закачку, пока мы обедаем.

Отобедать Влад нас повёл в ресторан «Тиманъ» — единственный хороший ресторан города, к тому же, оформленный в северном стиле и с угощениями северной кухни. Пропустить было нельзя, хотя обедать перед полётом мы не привыкли, да и времени обычно у нас было мало. Заказали строганину из муксуна и оленины, оленину запечённую, морс из брусники… Но время не ждёт — надо лететь. Заехали за ноутбуком — увы, перекачалось не всё. Придётся добивать хвост в следующий раз. Едем аэропорт. Влад отдал мне документы — он попросил в аэропорту всё оформить заранее — так что мне осталось только оплатить. Перед отбытием заходим на башню управления, чтобы сделать с неё фотографии с видами на город и на аэропорт. Николай очень помог с советами по маршруту, поделился свежими метеоданными, подсказал, что можно посмотреть по дороге… Спасибо Коля!

Наша экспедиция не только вертолётная и не только кино-фотографическая. Она еще и географическая. Нам интересно зафиксироваться в особых точках России, снять фото и видео у специальных географических знаков. Готовя маршрут, я потратил немало времени на поиски в Интернете и на перебор фотографий в программе Планета Земля (Google Earth) в поисках таких географических знаков. Их оказалось не так уж и много… Как я уже говорил, самая западная материковая точка России вообще не обозначена (впрочем, теперь там есть наша табличка). Но точки в центре России, на её севере и востоке — обозначены особыми стеллами или знаками. Чаще всего встречаются знаки полярного круга. Они обычно устанавливаются не просто на широте 66*33′, а в людных местах, чаще всего на пересечении автомобильных дорог и полярного круга. Таких знаков я насчитал по карте с десяток. И первый из их числа находился как раз на полпути, правда, со смещением к югу, ведь и Нарьян-Мар, и Воркута — заполярные города. Предстояла настоящая охота на эти знаки — нам нужно посетить их все.

Ребята знали, где стоит этот знак. а Николай еще настоятельно советовал залететь в местечко, называющееся Пым-Ва-Шор (в переводе с Коми — ручей горячей воды). Это бьющий из под земли напор горячей минерализованной газированной воды, на котором уже поставили купель и место это пользовалось популярностью у туристов-экстремалов (дойти туда очень не просто), а так же у вертолётчиков. Оказалось, что этот ручей находится точнёхонько на пути от знака «Полярный круг» до Воркуты, и не залететь туда было бы глупо.

Мы тепло попрощались с Владиславом и Николаем и вылетели. С вылетом получилась задержка около часа. Это напрягало тем, что у нас складывался довольно напряженный график полёта, ведь аэропорт Воркуты работает лишь до 19:00, а нам еще надо отснять фотосессию у знака и искупаться в живительном источнике Пым-Ва-Шор.

Погода хорошая. На небе живописные кучевые облака на 4-5 октантов, особенно красиво получающиеся на фотографиях. Прибыли к знаку, сделали облёт, нашли площадку, куда можно присесть. Сесть на дорогу у знака оказалось невозможно — дорога не пустынная, периодически ездят грузовики и вахтовки. Улучили момент, когда на подъезде никого не было (не хотели провоцировать остановки любопытных водителей) и сели на примыкающую грунтовку. Решили сначала отснять вертолёт над знаком, поэтому Виктор с камерами вышел, а я завис над знаком, ожидая, когда Витя закончит видео- и фотосъёмку.

После посадки, мы провели панорамную съёмку у знака и сделали традиционную фотосессию с флагами наших партнёров и спонсоров, но оглянуться не успели, как прошло полтора часа. Отвлекали и задерживали останавливающиеся любопытные водители. Особенно ужасали вахтовки, из которых высыпало человек по 20 мужиков с буровых, и они не отставали от нас, пока не сфотографируют себя у нашего вертолёта по одиночке и в различных комбинациях. Ругаться вроде неприлично — мужики соскучились по общению и рады любому новому лицу. Тем более, тут такой цирк — разукрашенный и непривычный размерами вертолётик. Но мы изрядно нервничали, потому что не уложились в час. А тут снова диспетчер названивает — куда, мол, пропали?

Взлетаем, берем курс на Воркуту. Считаем время и понимаем, что ни о каком купании и речи быть не может. Но прямая маршрута проходит точно у Пым-Ва-Шора и когда мы к нему подлетаем, то понимаем. что не запечатлеть это место хотя бы на фото никак нельзя. Красивейшая долина речушки, живописные обрывы — надо садиться.

Заходим, смотрим, а там у купели — банька, поодаль еще домик с квадрациклом рядом, в стороне несколько палаток… Да, не такое уж это труднодоступное место, думаем мы. Садимся. Конечно, сбегаются все 4 человека, находящиеся в этом месте — двое от домика, двое от палаток. Всем любопытно. В дальнейшем мы уже привыкнем быть объектом любопытства со стороны окружающих, но сейчас это казалось неуютным. Хотелось уединения в красивом уголке дикой природы. Но делать нечего — люди расспрашивают кто мы, откуда, зачем.

Мы торопимся, но не очень получается — сначала разговоры, потом мы быстрым шагом идем фотографировать горячий источник и быстро обратно в вертолет. Тем более, комары просто заедают. Крупные, наглые и атакуют целыми эскадрильями. По всем расчетам мы снова не успеваем до закрытия аэропорта, а это снова попадание на деньги и не маленькие… Запускаемся, под фото и видеокамеры взлетаем и ложимся на курс. Я устанавливаю режим на 75%, мы уже полегчали и летим достаточно быстро — около 200 км/час. Вскоре выходим на связь с Воркутой. Тут по нашему чату, через спутниковый трекер InReach (офигенно удобная штука), Андрей из Штаба сообщает, что хотя аэропорт закрывается в 19:00, для приёма вертолётов регламент продлён до 21:00. Уффф. Мы рады. Сегодня не будет попадания на бабки.

Так уж получается, что мы прилетаем в Воркуту в субботу, а в воскресенье аэропорт не работает, вернее работает только для вертолётов КомиАвиаТранс — владельца аэродрома. Чтобы не застрять в Воркуте до понедельника (это катастрофично для нашего расписания), мы заранее уговорились в аэропорту только заправиться и тут же перелететь на вертолётную площадку.

Нам в этом деле очень помогает Кудрявцев Андриян Николаевич, зам. директора аэропорта. Отзывчивый человек, спасибо ему огромное за это! Площадка неохраняемая и Андриян Николаевич нашел охранника с машиной и организовал пост охраны до нашего вылета. Не он бы, сидели бы мы в Воркуте два дня.

Мы прибываем в аэропорт около восьми вечера — с опозданием на час от нашего первоначального плана — а нас уже встречает телевизионная группа и Алексей Резниченко — наш заочный друг и волонтёр экспедиции. Он талантливый фотограф (в том числе авиационный фотограф и споттер), известный далеко за пределами своего города. А кроме того, просто общительный и радушный человек.

Мы быстро заправляемся, рассчитываемся, торопясь улететь до 21:00 и буквально через 30 минут после посадки уже улетаем.

Сразу после взлёта пролетаем над знаком «Воркута 67 параллель» — одним из символов города, расположенным рядом с аэропортом. Мы ведь охотники за знаками…

Алексей со своим другом — вертолётчиком погранслужбы с Ми-8 — усаживают нас в машину, и мы едем по достопримечательностям и памятникам Воркуты. Времени у нас мало, так что откладывать это дело на завтра нет никакой возможности, благо солнечный полярный день помогает нам в наших планах. Фотографируем, снимаем видео, делаем панорамы.

Заезжаем в гостиницу Север, где у нас забронированы места. Гостиница прикольная. Расположена прямо рядом с СИЗО. А еще там есть номера без окон. Правда нам достались номера с окнами, но моё окно всё равно оказалось наполовину заколочено какой-то конструкцией снаружи. Мы уже очень устали и проголодались. Алексей заранее заготовил шашлык и мы устраиваемся с ним и его отцом недалеко от его дома, предварительно завезя наш компьютер к нему, чтобы поставить файлы на перекачку (в гостинице Интернета просто нет).

Угли долго не загораются. На улице холодно и меня знобит, скорее всего от усталости. Валясь с ног и глядя на часы, на которых уже час ночи, я с ужасом представляю себе, что вставать завтра (вернее, уже сегодня) надо рано — я договорился подъехать в аэропорт к утреннему разлёту, чтобы успеть получить консультации у местных вертолётчиков по поводу прохождения Полярного Урала. Горы — это не шутка.

Наконец, мы в номерах. Как я уснул — уже не помню. Это произошло в какие-то секунды.

P.S. Итог дня — пройдено 569 км за 3:21 летных часа

Волонтер дня — Алексей Резниченко

1111111
Волонтер дня - Алексей Резниченко (Воркута)