Наши утра похожи одно на другое. Подъем в 8:00, умывальные процедуры, чай-кофе. Сегодня нам перед вылетом надо поснимать посёлок, расплатиться в администрации за квартиру и проверить погоду. Утро пасмурное, но осадков нет, можно и поснимать. Мы договорились со штабом, что план будет подан на 11 утра, так что время ещё есть. Но сначала надо отнести на борт всё, что нам больше не нужно. Ходить с нашей фото-видеотехникой, панорамной головкой и штативом уже само по себе нелегко.
Посёлок Лаврентия смотрится менее убитым, чем другие, виденные нами северные поселения. Домики относительно новые, всё выглядит более-менее аккуратным и ухоженным. Есть, конечно, заброшенные старые деревянные здания, но в целом похоже, что жизнь здесь как-то идёт. Нет такой безнадёги и разрухи, как на Мысе Шмидта, где мы только что были. Посёлок Лаврентия небольшой, так что много времени на фото и видео не уходит. Двигаемся снова в сторону аэропорта – надо заправить борт перед вылетом и узнать погоду.
Пока Виктор занимается заправкой и стандартной подготовкой борта в вылету, я иду расплачиваться за аэропортовые услуги и захожу на метео. Там гостеприимная Лидия Николаевна Аронова даёт мне сводку погоды. Как и ожидалось – в заливе Креста солнечно, погода звенит, а в бухте Провидения низкая облачность и ветер 15 м/сек. Нет, точно не полетим в Провидения. Незачем испытывать судьбу. Тем более, в Провидения нет почти ничего интересного для нас. Этот посёлок попал в наш маршрут, как один из аэродромов исторической трассы АЛСИБ, но у нас нет задачи лечь костьми и непременно залететь на каждый аэродром. В конце концов, задач у экспедиции много, есть главные, а есть второстепенные. Большинство главных задач уже выполнено, к тому же, впереди Камчатка – непростое место для полётов — и еще неизвестно на сколько мы там застрянем. Времени тоже не вагон. Скоро будет месяц, как мы в полёте.
Лидия Николаевна предлагает мне расписаться в книге гостей, которую она бережно ведёт уже много лет. Это всегда почётно — оказаться рядом с другими путешественниками и покорителями севера, а коллекция пожеланий у Лидии Николаевны скопилась уже не маленькая. На прощанье она дарит нам шикарную книгу о Чукотке и подписывает её. Безумно приятный подарок. Обещаю, что как только выйдет наша книга, непременно пришлю и ей экземпляр. Мы тепло прощаемся – время лететь. Спасибо вам, Лидия Николаевна, и за чай с тортиком, и за подарок, но главное, за душевное отношение и интерес к нашему предприятию! Обязательно почитаю Вашу прозу!
Наш маршрут к заливу Креста я проложил с учётом минимальных превышений. Судя по метеокартам, погода начинала улучшаться лишь ближе к Эгвикиноту, а до этого она была неспокойной – низкая облачность, местами осадки. Часть маршрута повторяла трек нашего полёта сюда, а затем мы должны уходить на юг, идти через горы долинами и руслами. Как и вчера, в Лаврентия сильный ветер – колдун стоит колом. Тут это нормально. Взлетаем, и теперь ветер бодро толкает нас в спину. Скорость хорошая. Но лучше бы ветра не было. Он создает проблемные зоны и сквозняки в горах, которые не только неприятны из-за трясок и бросков, но и потенциально опасны.
Пока облачность высокая, но мы начинаем уходить в горы. Издалека видны тёмные «грибы» облаков с осадками. Стараемся обходить их стороной. Но ветер постепенно поменял направление и стал встречным. Это та самая Колючинская губа, которая вечно дует с Северного Ледовитого океана внутрь Чукотского полуострова и создает тут «трубу» с сильными ветрами-сквозняками. Сколько не смотрел погодные карты, вечно тут 15-20 метров в секунду. Но сегодня к ветру нам полагается бесплатный «подарок» — туманы. Чем больше мы углубляемся в горы, тем плотней становится туман. Туман и горы – сочетание дурное. А тут еще и ветер! Чтобы лететь безопасно, снова приходится снижаться и сбрасывать скорость. Чтобы путевая скорость получилась 60-70 узлов, приборная у меня 90-100 узлов! Разница и есть сила ветра. Началось снова это утомительное пробивание сквозь белую пелену в сильно пересечённой местности. Холмы, скалы, извилистые ручьи. Сквозняки такой силы, что когда нам потребовалось присесть на песчаной косе у ручья, я с большим трудом развернул против ветра вертолёт в долине между скал, резонно опасаясь, чтобы ветром вертолёт не бросило на скалу, а когда мы сели, то буквально не могли открыть двери – их прижимало ветром. Указатель скорости на земле показывает 30-35 узлов!
Это мучение и борьба со стихией продолжались часа полтора, пока мы не свернули на юг и не пролетели от «долины ветров» достаточное расстояние среди гор, где ветер уже ослаб из-за неровностей рельефа. Наконец и свинцово-серое небо стало понемногу светлеть. Не врёт прогноз, в заливе Креста хорошая погода! Когда до нашей цели оставалось минут 30, мы вылетели в область голубого неба. По сравнению с +7*С в Лаврентия, тут бортовой термометр показывает почти курортные +18*C. Неужели в нашей части планеты действительно лето? Мы уже об этом как-то и забыли, давно облачившись в пуховики зимнего образца.
Аэропорт «Залив Креста» закрывается в 17:00, и у нас оставался еще целый час в запасе! И мы знали, как его потратить. Еще на этапе подготовки экспедиции, я выяснил, что здесь имеется знак полярного круга. Это самый далёкий и труднодоступный знак среди всей нашей коллекции географических символов и упустить его было никак нельзя. Кстати, это был последний знак полярного круга в нашем путешествии. Находится знак всего в 25 километрах от Эгвекинота, в ущелье между двух довольно высоких гор. Знак стоит на дороге, которая ведет в отдалённые национальные посёлки в глубине континента. И чтобы не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, мы доложили диспетчеру наши планы и поспешили к знаку. Обычно наши съёмки занимают около часа времени, а у нас было максимум 40 минут в запасе с учётом дороги туда и обратно.
Сесть непосредственно у знака не удалось. В ущелье оказалось очень ветрено, а рядом с дорогой идет высокая ЛЭП. На дорогу садиться побоялся – вдруг транспорт? А рядом с дорогой ЛЭП. Так что я сел с внешней стороны этой линии. Быстро, очень быстро, как это только возможно, мы провели наши съёмки и фотосессию с флагами. Нам повезло – дорога всё время была пустынна и нам никто не мешал (эх, надо было сесть на дорогу, были бы эффектные кадры). Взлетели за 10 минут до закрытия аэропорта, но успели сесть вовремя, так что никого не задержали.
Сотрудники аэропорта, как всегда – и уже привычно для нас – прибежали пофотографироваться с маленьким расписным вертолётиком. Разговоры, вопросы, ответы… Сразу же подъехал топливозаправщик. Приятный мужчина с открытой улыбкой – заправщик. В прошлом – лётчик. Познакомились. Башинский Леонид Борисович. Работает здесь уже очень давно. Разговорились о малой авиации. Он помнит ещё перелёт четырёх ЯК-18Т и Ан-2 в Америку в 1991 году. Рассказывает, вот как раз на этом перроне они и стояли… Помнит всех мелкомоторных перелётчиков и кругосветчиков, которые когда-либо заходили в залив Креста. Одним словом, очень интересный человек.
Аэропорт называется «Залив Креста», а посёлок – Эгвикинот. Почему такая разница – не знаю. В Эгвекиноте нас никто не ждал и волонтёра не оказалось. Но наш штаб заранее побеспокоился о гостинице и договорился, чтобы за нами прислали такси. Ого! Такси! Здесь есть даже такси! Мы уже забыли это слово с Норильска. Гостиница и такси — это хороший признак, признак цивилизации. И правда, посёлок оказался на редкость ухоженным и приятным. Никаких заброшенных зданий и разрухи. Улицы чистые, здания новые или выглядят, как новые. Но особенно нас поразило другое – тут все дороги из монолитного железобетона! Нет, это не стыренные откуда-то (хорошо, если не с аэродрома) бетонные плиты, уложенные кое-как. Это ровные как взлётно-посадочная полоса улицы и тротуары. Не каждый аэродром похвастается таким качеством полосы и рулёжек. Но еще больше поразил размах дорожного строительства! Непрерывно туда-сюда снуют грузовики, множество дорожных рабочих в аккуратных спецовках и касках, новая дорожная техника… Всё кипит и бурлит. И всё из бетона! Оказывается, это не местная компания. Рабочие и техника наняты из различных городов России. Много рабочих из Омска. Откуда деньги на всё это богатство?
Мы заселились в гостиницу. Не бог весть какая, но чисто и тепло, правда удобства в коридоре. Мы спрашиваем администратора, где тут магазин купить что-то, а она говорит – зачем магазин, сходите в кафе, оно тут недалеко… Кафе?! Слово «кафе» мы тоже забыли с Норильска. Вот так Эгвекинот! И правда, в паре сотен метров приличное здание, а в нем кафе. Народу мы правда в нем не нашли, но внутри все на уровне, играет музыка и нас вполне неплохо накормили обедом. Горячего питания у нас не было уже чёрт знает как давно.
Яркое солнце на улице, тепло, мы сытые и довольные тем, что успели даже слетать на знак. Есть время прогуляться по улицам этого загадочного посёлка необычного для севера процветания. Кто-то из местных нам рассказал секрет. Оказывается, в посёлке базируется Чукотская Торговая Компания – некая организация, занимающаяся многими видами экономической деятельности, включая золотодобычу. Я уж не знаю, какие договорённости у этой компании с правительством Чукотки, но похоже, что в Эгвикинот они вкладывают немалые средства. Поэтому всё с иголочки.
Когда возвращались домой, заприметили на возвышении треугольный памятник. Спрашиваем у кого-то, что мол за монумент? А это, нам отвечают, монумент в память о погибшем экипаже самолёта, который потерпел крушение во время войны. Про АЛСИБ слышали? Вот так да! Надо обязательно съездить туда завтра перед вылетом. АЛСИБ – это ведь одна из целей нашей экспедиции. Мы хотели побывать на аэродромах этой легендарной трассы. Залив Лаврентия и Залив Креста, где мы уже были, как раз аэродромы этой трассы. Будут они у нас и ещё на пути.
День прошёл неплохо. Мы продолжаем перелёт, и погода благоприятствует нашему продвижению. Как показывают прогнозы погоды, до Анадыря, куда мы завтра держим путь, всё прекрасно. Сегодня пришлось, конечно, попыхтеть на маршруте от Лаврентия сюда, но зато впереди всё замечательно. А потому настроение было приподнятым. Мы вернулись в нашу скромную гостиницу. Витя еще какое-то время возился с файлами, копировал и архивировал их, а я лёг спать. На трудных и горных маршрутах севера пилотирую только я, у Виктора еще недостаточно опыта. Завтра мне тоже предстояло быть «за рулём». Надо хорошо отдохнуть.
P.S. Итог дня — пройдено 504 км за 3:07 летных часа
Волонтер дня - Аронова Лидия Николаевна (Залив Лаврентия)
Спасибо за фотографии родного Эгвекинота, я там 7 лет прожил. Жду с нетерпением видео.