Нужно было к 8:00 приехать в аэропорт, чтобы поговорить с вертолётчиками, как проходить Полярный Урал, поэтому на сон пришлось всего 5 часов. Надо ли говорить о состоянии утром? Но делать нечего. Подъехала машина Саши, и мы едем в аэропорт. Там ждало разочарование. Мне сказали приезжать к восьми, а разлёт, оказывается, только в десять утра. Раньше девяти лётчики не собираются. Чертыхаюсь. Лучше бы еще час поспать, а то совсем мы выбились из сил с ежедневным коротким сном и беготнёй весь день. Полёт, сидя в не очень удобном кресле Робинсона, воспринимается нами как отдых. А организм понимает сигнал и нас начинает обоих рубить прямо в полёте. Не хорошо это.

К девяти приезжает Андриян Николаевич — зам директора аэропорта, который нам так помог со стоянкой вертолёта вне аэропорта. Мы пьём в его кабинете чай дожидаясь комэска вертолётчиков Ми-8, опытного пилота, не один десяток лет летающего в этих краях. Моё желание — пролететь самым кратчайшим путём. Дело в том, что на пути между Воркутой и Салехардом есть ущелье в горах. Там проложены автомобильная и железная дороги, соединяющие города, по ней там расстояние всего-то полторы сотни километров. Когда я прокладывал маршрут, у меня и в мыслях не было, что можно лететь иначе. Возвышения там небольшие, а ущелье достаточно широкое (около километра). Но меня насторожило, что еще на совещании в Росавиации один из старых летчиков меня сразу предупредил — по ущелью вас, скорее всего, не пустят. Но лично мне, как пилоту, важно было не испросить разрешения, а самому понять и услышать от старших по опыту товарищей, как лететь.

Несмотря на то, что погода стояла хорошая, после короткого разговора комэска посоветовал мне лететь в обход гор. Это по расстоянию раза в 3 дальше, но безопасней. Оказывается, в ущелье часто дуют сильные ветры, имеются довольно мощные восходящие и нисходящие потоки. Мне рассказали, что начиная с 70-х годов, на горах Полярного Урала лежит с десяток вертолетов разных типов, прежде всего Ми-4 и Ми-8. Все они разбились либо в плохую видимость, либо по другим причинам метеорологического характера. В конце концов, видя с какой регулярностью там гибнут борта, этот проход закрыли и теперь туда почти никого не пускают. Только в исключительных случаях. Я подумал, что вряд ли наш случай исключительный. Не война и люди не гибнут — лететь с риском-то. Да и ребята-лётчики сказали, что севером, в обход, путь интересный. Встречаются звери, стоянки ненцев, да и вообще места красивые. Решено. Летим в обход. В конце концов, мы летим за видами и красотами, а не на скорость. Нет никакого смысла соваться в ущелье.

До вылета у нас оставалось время, и мы с Виктором попросили Алексея и Сашу провести нас по интересным местам Воркуты, поснимать фото и панорамы. Алексей Резниченко вообще большой знаток родного города, и лучшего провожатого было просто не найти. Проехали по наиболее видовым точкам и даже забрались на крышу гостиницы «Воркута», откуда открывался отличный вид на город.

Воркута оставляет у нас довольно мрачное впечатление (Лёша — не в обиду, это взгляд со стороны). Чувствуется, что после былого город обезлюдел. Стоит множество брошенных зданий, зияющих пустыми глазницами выбитых окон. В большинстве своём дома обветшалые, улицы в очень плохом состоянии. В иных местах дорога — это сплошные ямы и колдобины. Какие-то ржавые вывески и лозунги тридцати- и более летней давности. Виктор называет это словом «хардкор», а Алексей мягко именует словом «винтаж».. Мне, честно, очень жаль людей, которые здесь живут. А еще больше жаль детей, которые тут растут. Мало того, что город в полном упадке, так еще и условия жизни тут тяжелые — Заполярье, всё-таки. Лютые холода и полярные ночи. Не даром сюда ссылали репрессированных в сталинское время, да и позже,

Но время не резиновое — пора! Заезжаем в Алексею домой, забираем наш макбук — фотки практически закачались в Москву и мы довольны. Интернет становится непозволительной роскошью и мы рады любому случаю слить наш запас фотовпечатлений на московский сервер. Подъезжаем к площадке. Охранник всю ночь дежурил, сидя рядом в своем автомобиле, мы расплатились и начали подготовку к вылету. Смотрим, на дороге рядом собираются автомобили. Подъезжают незнакомые люди, смотрят, снимают, фотографируют. Потом оказалось, что по местному телевидению прошел сюжет и некоторым стало любопытно. Город небольшой, событий происходит не так много и мы стали одним из таких событий. Среди людей оказались и ребята-авиамоделисты. Мы об этом даже не знали, а узнали лишь через несколько дней, когда они выложили на YouTube свой ролик с воздушными съёмками, куда попал и наш вертолёт и наш взлёт. Хочу сейчас, через наш блог поблагодарить их за красивый ролик. Ребята, вам бы подойти, представиться. Мы бы вам подарили что-нибудь из сувенирки…

Алексей — не просто фотограф и оператор, а и охотник за красивыми кадрами. Мы договариваемся с ним, что он снимет наш пролёт на фоне городского пейзажа не откуда-нибудь, а с высоты одной из воркутинских шахт, с башни высотой под 90 метров. С башни открывается отличный вид на город и мы договорились, что пролетим рядом и попозируем. Так мы и сделали — навернули пару оборотов вокруг шахты. Совсем близко я подлетать не стал — боялся проводов, да и тяжелые мы были для крутых манёвров.

Как я потом смог убедиться, у Алексея вышли отличные фото — спасибо тебе дружище!

Взяли курс на север. Летим вдоль гор, сняли стойбище ненцев с чумами и оленями — всё как положено… Сорок пять минут, и вот мы уже огибаем северную оконечность Уральского хребта. Отсюда мы видим Северный Ледовитый океан! Точнее, Карское море. А еще точней — Байдарацкую губу Карского моря. Зрелище открывается просто потрясающее — с одной стороны океан с прибрежным льдом, с другой — Константинов Камень, крайняя горная гряда Урала. Мы летим между ними.

На земле — тундра со снегами в расщелинах. Необычно для середины июля! Решаем подсесть к снегу, поснимать. Связи по УКВ давно нет, а звонить и докладывать по спутниковому телефону — больше времени потеряем. К тому же, на нас нападают полчища комаров, мы торопимся отснять фотографии и видео и, буквально через 15 минут, уже продолжаем наш полёт. Кстати, наша короткая остановка пришлась не куда-нибудь, а на линию раздела Европы и Азии. Жаль знаков там никаких нет — только бескрайняя тундра со мхами, хлюпающая под ногами и голые безжизненные горы. Здесь не выживает ничего — грунты промерзают так, что даже растения (кроме мха) не могут укрепиться корнями.

С обратной стороны Урала — красивейшие места, озёрный край. Представляю сколько там рыбы! Еще немного, и мы уже на связи с Салехардом, а буквально еще через час садимся в городском аэропорту.

Сегодня воскресенье, и из встречающих только наш волонтёр Александр Щербинкин. Александр — бывший вертолётчик с Ми-8, налетавший в Салехарде и окружающих регионах тысячи часов. Он и сейчас не теряет связь с авиацией — летает на небольшом украинском поршневом вертолёте Аэрокоптер ЗА-6 (АК-1) «Санька». Наш человек, авиационный! Ну, и как положено, радушный и гостеприимный человек, без которого нам в Салехарде пришлось бы трудней.

Мы едем в гостиницу «Юрибей» — лучшую в городе, надеясь на комфортный отдых. Сегодня, после пяти дней безумной гонки, со сном по 5-6 часов и изматывающим ритмом, мы поняли, что если мы просто банально не отоспимся, это закончится плохо. Поэтому мы приняли решение сделать в Салехарде остановку на две ночи и хорошая гостиница была очень кстати. Каково же было разочарование, когда оказалось, что Интернет в гостинице сломался, да в довершение ко всему, воды с 10 вечера до утра тоже не будет. Никакой! Ни горячей, ни холодной. Причем, все эти замечательные новости нам сообщили после того, как долго и упорно выписывали документы и проводили оплату в кассу. Но нас уговаривают подождать — мол Интернет уже чинят.

Мы голодные и хотим поужинать. Идем в ресторан «Факел» — это интересное место. Расположен он на вершине пилона моста, и с него открываются хорошие виды. Мы берем строганину из муксуна, оленину и еще что-то там из северной кухни. Выпили по 0,5 пива. Слегка расслабились и захотелось спать. Увы. Вернувшись в отель и убедившись, что отрезанными от коммуникаций, мы существовать не в состоянии (никто ничего не починил), да и вообще, отель с ночью за $200 без воды — это нонсенс, мы отправились выписываться. Только потеряли время. Да еще и деньги! С нас взяли 500 рублей «за бронирование». Меня всегда поражала это совковая манера брать деньги с клиента за то, что он подтверждает отелю свой приезд. Вроде бы наоборот, надо скидку давать — мы заполняем номерной фонд. Но тут с точностью до наоборот. Одним словом, от пафосного «Юрибея» у нас остались самые негативные воспоминания.

Пришлось ехать наугад. Этим «наугад» оказалась частная гостиница без названия — Виктор назвал её притоном — представляющая собой просто частный дом (коттедж), где сдаются комнаты. Мы поселяемся в то, что у них называется «люкс» — это комнаты с санузлом (другие — с удобствами в коридоре). Пробуем Интернет — полная дрянь. Еле жив. Как же так, нам ведь обещали, что Интернет будет хороший! Но ругаться уже нет сил и мы просто ложимся спать. Реально выбились из сил. Можно спать сколько влезет! Это сейчас наше маленькое счастье!

P.S. Итог дня — пройдено 395 км за 2:11 летных часа

1111111
Волонтер дня - Александр Щербинкин (Салехард)