Работа в штабе кипит и бурлит так, что народ засиживается, порой, до 22…23 часов. На сегодняшний день в штабе постоянно занято 7 человек (не считая экипажа), плюс еще с десяток людей им помогают : дизайнеры, переводчики, системщики, водители. И всё равно не успеваем очень многого. Огромное количество переписки и звонков со средствами массовой информации, многие из которых, кстати, хотят стать постоянным информационными партнёрами экспедиции. Мы всем рады, конечно, но уже буквально тонем в количестве информации и контактов. Причем, чем ближе мы продвигаемся к старту, тем забот больше…
- Продолжается сбор «волшебной папки» с многочисленными согласованиями и разрешениями, которые потребуются в пути. Мы связываемся не только с госслужбами, аэродромами и топливными компаниями, но и с администрациями городов, поселков, районов, улусов, областей и республик. Это тоже отнимает массу сил, особенно, если учитывать, что самые критичные районы отстоят от Москвы на 6-8 часовых поясов и некоторым нашим членам команды приходится вставать в 4-5 утра, чтобы сделать звонки. А иногда даже и оставаться в офисе ночевать. Вот такая у нас большая страна!
- У нашего сотрудника, отвечающего за символику, тоже «дым из ушей». Надо изготовить партии футболок, бейсболок, керамических кружек, шевронов и наклеек с логотипом экспедиции. Нужно изготовить памятные вымпелы, которые будут вручаться помощникам и волонтёрам проекта. Нужно сделать фрезерованные памятные таблички из нержавейки с эмблемой перелёта, которые будут устанавливаться в наиболее важных, ключевых точках маршрута (самый запад, север, восток России, её центр и ряд других мест).
- Виктор полностью погряз в вопросах подбора оборудования и снаряжения. Нужно купить различные компьютеры, флешки, фотоаппараты, видеокамеры, штативы, головки, объективы и много-много другого, да еще подумать, как всё это разместить в кабине и обеспечить электропитанием. Нужно грамотно экипироваться одеждой, обувью, предметами для выживания, питания, медпомощи и прочего.
- Нужно, наконец, разработать сумки-органайзеры, чтобы грамотно уложить всё это с минимумом занимаемого пространства и с максимумом удобства и быстроты доступа к любому элементу снаряжения. Еще мы продумываем как дооборудовать борт сетками, перегородками и карманами, чтобы можно было летать без дверей (для удобства съемки) и чтобы обеспечить безопасность в полете, но при этом, удобство и доступ к разнообразным предметам.
А еще мы очень волнуемся за элементы снаряжения, заказанные за рубежом и имеющие для нас ключевое значение, но до сих пор не пришедших, а в некоторых случаях еще и не отгруженных. Среди них: сферическо-панорамная автоматическая фотоголовка, автоматизированная цейтраферная планка и, наконец, вертолётные шлемы, выполненные по нашему заказу.
Движутся работы по апдейту нашего сайта
- В разделе «Маршрут» — нововведения. Города и поселки на маршруте экспедиции сделаны ссылками на информацию из Википедии. Удобно, когда хочется узнать поподробнее о местах, где летит вертолет, а также выяснить, что это за такой посёлок Эгвекинот (например) и чем он славен.
- В том же разделе, теперь у нас две карты соответственно числу трекеров. Нашим программистам удалось встроить карту трекера SPOT во вторую закладку, так что можно будет следить за перемещениями через оба типа трекеров и заодно сравнивать их сервис.
- Раздел «СМИ о нас» постоянно пополняется ссылками на публикации об экспедиции, появляющиеся на сайтах новостных и информационных агентств, журналов, газет и радиостанций по всей России.
- В разделе «Партнёрам» тоже обновления… Появилась закладка, где собирается информация о спонсорах и партнерах экспедиции с детализацией их вклада. И вторая закладка о волонтерах — частных лицах-добровольцах, кто будет помогать в осуществление перелёта тем или иным образом.
Наконец, мы начали создавать английское зеркало сайта, чтобы наши зарубежные летающие братья могли следить за ходом нашей экспедиции. Очень много просьб подобного рода от зарубежных пилотов и пора на них откликнуться. Также, планируем сделать английскую копию страницы экспедиции в социальной сети Facebook. Частная авиация не настолько велика (даже в мире), чтобы отгораживаться друг от друга языковыми барьерами!
Не удивительно, что начальник ГСМ на Диксоне не знает о нас. Он ничего не решает и мы с ним не связывались. Все переговоры идут на более высоком уровне — с начальником аэропорта и с владельцами топлива. Пока ситуация такова, что пограничники и «КрасАвиа» дали нам отказ. «Таймыр» и рад бы помочь, но говорят, что «своё» топливо уже израсходовали. Сейчас к решению вопроса подключена уже администрация Таймыра. Может быть, подключится и более тяжелая артиллерия федерального уровня, но пока говорить об этом рано. Пока еще шанс и надежда у нас есть.
Кстати, полная заправка R66 это всего 287 литров. Есть еще дополнительный бак на 300 литров. Но все равно в сумме это меньше 600 литров. «Капля в море» по сравнению с объемами, которыми ворочают Ми-8.
Что касается связи, УКВ-радиостанции авиадиапазона имеются (две на бору и одна портативная, переносная). КВ связи на борту не будет, хотя трансивер есть. Это осознанное решение. Хотя я владею телеграфом (бывший коротковолновик), теперь этот вид связи только и встретишь среди радиолюбителей. Тем более, что нет никакой возможности в полете работать CW. Зато на борту будет спутниковый телефон системы Иридиум, что куда надежней КВ-связи.
Спасибо за ваши комментарии и советы!
Мы прокладываем несколько вариантов маршрутов в наиболее сложных местах. Учитывается рельеф местности. Перед каждым вылетом будет серьезно изучаться метео в районе и по маршруту — всеми доступными средствами. По плохой погоде мы не летим. Если, паче чаяния, на маршруте всё-таки встречается плохая погода — будет приниматься решение на возврат или на посадку. Длина легов и запас топлива в большом количестве случаев позволяют не иметь рубежа принятия решения. В тех случаях, когда топлива на оба конца нет, в качестве запасных аэродромов будут выбираться населенные пункты (если они есть, конечно). Такова основная стратегия.
Продолжение моих контактов с начальником службы ГСМ Диксона:
» По поводу заправки у нас проблем не будет. Главное было бы разрешение с «Крас Авиа». Да, а в какой период они хотят лететь? Нас планируют с 1 июля этого года передавать в ФКП «Аэропорты Красноярья» и в навигацию будут завозить топливо. Главное — помогло бы им наше содействие, полетят если через нас и нам будет приятно.
Да я думаю им и топливо нужно не слишком много. Этот Робенсон взял всего то 800 литров туда и обратно, летел он на Средний (для справки — до Острова Средний от Диксона 760 километров над морем).
Вот к кому в «КрасАвиа» по вопросам заправки и обслуживания можно обратиться:
Обратиться к первому заму Ген. директора Яшуткину Александру Владимировичу телефон 8-905-976-16-65 либо через секретаря (391) 2-918-198.
Я запросил сведения о заправке на Диксоне. Вот ответ начальника ГСМ аэропорта Диксон:
» Добрый день Вильгелм Генрихович! На счет данной экспедиции мы пока еще не слышали. Да на счет заправки в данный момент у нас проблемы, завозят топливо «КрасАвиа» (это наша компания) мало в основном под свои рейсы, » Таймыр» тоже только под свою работу, а у Военных вообще остаток маленький. Нашим топливом распоряжается только «Крас Авиа» . Через нас в начале апреля пролетал Робенсон 66, заправку они решали с военными»
Может, имеет смысл по вопросу заправки на Диксоне работать напрямую с владельцами топлива, а именно с а/к «КрасАвиа» и «Таймыр»?
Очень важно, на мой взгляд, попытаься собрать информацию о жилых точках в высоких широтах (например, район Таймыра) — оставшиеся полярные станции, промысловые точки и т.п. Кроме этого, будет важна информация об экспедициях и различных походах в тех районах в означенное вами время. По возможности, маршруты непосредственно полета нужно проложить так, чтобы пролетать над известными вам жилыми пунктами. Это очень важно в экстренных случаях, которые могут произойти. Арктика не любит шуток, она строго и беспощадно наказывает за ошибки, вольные или невольные.
Учтите частые и порой длительные летние туманы, возможное сильное обледенение в облаках, особенно над водной поверхностью. Могут быть резкие и непредсказуемые изменения ветров, особенно над пересеченной местностью, что чревато сильнейшей турбулентностью, болтанкой
Связь и метеообеспечение в тех районах — ключ к безопасности.
На любой вариант «вперед» должно быть несколько вариантов «куда отступать».
КВ и СВ связь потребует умения владеть азбукой Морзе и работы ключом. Очень часто в тех широтах непрохождение связи в указанных диапазонах. Нужно знать частоты связи, УКВ в том числе.