В этих широтах в начале августа стоят ещё белые ночи, так что я сплю в очках-наглазниках и с плотно зашторенными окнами. Но все равно яркое солнце пробивается в окно и будит меня. Удалось выспаться! Я отправляю Вите СМС, а сам понемногу делаю утренние дела. Возвращаясь из умывальной, стучу в комнату Виктора – конечно он не слышал моего сообщения и ещё спит. Но пора вставать!

Сегодня мы летим в Анадырь. В нашем представлении это крупный столичный город со всеми аттрибутами цивильной жизни. Мы так уже вжились в неприхотливый быт северных посёлков, что воспринимаем Анадырь именно таким. В Анадыре до нас должна дойти посылка из штаба, где нам присылают сувенирную продукцию – мы её достаточно активно раздаём. Кроме того, наш партнёр, компания Сухпай.РФ, присылает нам батончики из сухофруктов – они нас спасают от голода во время длительных перерывов между едой. Ну и немного личной одежды и нижнего белья.

Кстати. Раз уж заговорили. Этот момент нашей подготовки оказался не освещенным в дневнике, но некоторые задают вопрос, как мы решаем вопросы личной гигиены в экспедиции? И правда, как быть с носками и трусами, извините за подробность? В нормальной городской жизни они меняются ежедневно. Но в дороге у нас не будет возможности устраивать постирушки. Это добавит забот в наш и без того трудный быт. Поэтому было решено действовать по аналогии с космическими экипажами. Мы просто берем с собой запас нижнего белья и ежедневно выбрасываем его, надевая новое. Немного расточительно, но увы, это единственный способ сохранить стандарты личной гигиены и не озадачивать себя проблемами со стиркой и сушкой белья. Сразу всё с собой брать неразумно, и мы договорились, что наш штаб будет досылать нам бельё с очередными посылками. Мы уже получали посылку с нижним бельём в Норильске, и вот в Анадыре нас ждёт очередной пакет с личными «расходными материалами».

Мы вызываем такси и едем к монументу экипажу АЛСИБа. Делаем там фото и видеосъёмку. Оттуда открывается отличный вид на весь посёлок и на сам залив Креста. Наконец делаем сферическую панораму- и пора в аэропорт! Борт у нас уже заправлен, план подан, надо лететь. Вновь встречаем нашего знакомого Леонида Борисовича. Он рад нашему появлению и очень приветлив. Всегда приятно повстречать на своём пути таких людей. Вроде бы мелочь, а на душе становится теплей. Леонид Борисович интересуется, слетали ли мы к знаку «Полярный круг»? А как же, ещё вчера! А к столбу пересечения полярного круга и 180-го меридиана? Леонид Борисович рассказывает, что у них в горной долине, километрах в 40 отсюда, находится всего одна из двух доступных в мире точек пересечения полярного круга и главного меридиана. Таких точек всего четыре в мире. Но, к сожалению, две из них приходятся на открытый океан. И лишь две находятся на суше. Так вот одна из них тут недалеко. И мы обязательно должны туда слетать!

Я знал об этой точке еще во время подготовки экспедиции. Она меня интересовала наряду с другими географическими символами. Но тщательное изучение вопроса показало, что никакого символа там нет. Есть просто бочка, врытая в землю, а в неё вставлен деревянный столб с табличками-указателями направлений на крупнейшие города и полюса мира. Знак явно самодельный, не особо примечательный. Правда само место очень примечательное, но как показать другим, что мы тут были? Именно поэтому данное место не стояло в нашем плане, как обязательное. И, честно говоря, поскольку находилось оно сильно в стороне от маршрута на Анадырь, я его исключил. Однако, Леонид Борисович был столь убедительным, а погода стояла такая замечательная, что я дрогнул и полез в навигатор посмотреть, а нельзя ли как-то пройти к Анадырю через этот знак? Смотрю – действительно можно!

Там горы на пути, но есть проход и при желании пролететь через эту особую точку можно! Получалось дольше и несколько кругом, а мы не залили топлива с этим расчётом… Тут на помощь приходит Леонид Борисович. Ерунда, сейчас подгоним ТЗ и дольём. Сколько вам надо? Да, похоже не отвертеться нам от включения в нашу копилку особых точек России и этой знаменательной точки. Действительно, их всего две в мире, а мы проигнорируем такой шанс? Решено, летим! Благодарим нашего нового знакомого за помощь и за совет. Вот так мы и меняем наши планы на лету, был бы повод хороший. Вручаем Леониду Борисовичу сувенир и символику нашей экспедиции – он наш новый волонтёр и помощник!

Взлёт, и мы берём курс на точку пересечения полярного круга и 180-го меридиана. Дорога непростая, очень скалистая местность. Перепады высот резкие и мы идём узкими лощинами, пока не выходим на широкую долину. Еще двадцать минут полёта, и мы входим небольшую долинку между отрогами хребта, где и должен находиться знак. Смотрим на землю. Вот он, что ли? На голом месте стоит одинокий небольшой столбик, а рядом – какой-то круг на земле. Разворачиваюсь и приземляемся рядышком. Действительно, это тот самый столб, но где таблички. Вокруг столба изломанные таблички – ни одной целой! Что же за вандал тут поработал? Не верится, что нормальный человек, турист, который добирался бы без вертолёта сюда немало времени, решился бы на такое варварство. Жаль, конечно. По сути дела ничего нет на этом месте, только вот этот жалкий столбик.

Начинаем оглядываться – а что это за круг такой. Присматриваемся – это деревянная опалубка, а внутри всё залито монолитным бетоном. Ба, да видно это фундамент или основание под будущий капитальный знак, не иначе! Ну слава богу! Значит будет как-то отмечено это замечательное место. Судя по капитальному подходу, наверное, здесь инициативу проявило правительство Чукотки? Было бы интересно знать историю появления этого фундамента и что здесь планируется установить. Может кто-то из читателей в курсе?

У нас с собой есть еще одна металлическая табличка с эмблемой экспедиции. Вряд ли у нас на пути еще будут места, куда можно было бы установить наш памятный знак – здесь лучшее место. Я думаю никому не помешает наша табличка, если мы его прикрутим прямо к фундаменту? Когда-то здесь, наверное, будет стоять красивый монумент, а снизу пусть будет прикреплена эмблема экспедиции «Россия 360», облетающей всю Россию, и её особые географические точки на небольшом вертолёте Robinson R66. Так мы и делаем! Бетон оказался крепким, и мы посадили оба аккумулятора нашей дрели, пока закрепили табличку. Но дело сделано – напоследок несколько фотографий и панораму на память — и надо двигать дальше.

Дорога в Анадырь пролегала через живописные горы и широкую долину реки. Погода радовала, и мы снимали по ходу полёта и много фотографировали. Наконец, мы вылетели из горного массива и через 40 минут уже заходили на посадку в международном аэропорту Анадыря «Угольный» (или «Угольные копи»). Аэропорт и правда солидный – новый, красивый. Только мы сели на перрон, мимо нас прокатил гигант «три топора» Boeing 777. У нас тут только два дела – заправка и посылка. Стоянка будет на вертолётной площадке в другом месте.

Как всегда первые – пограничники. У нас всё в порядке с документами. Пока Виктор заправляет вертолёт, я бегу на другой край большого перрона забирать посылку. Она оказалась картонным ящиком немаленького размера и весом 18 кг. Ого! Это уже вес, к которому чувствителен наш вертолёт. Но в посылке ничего лишнего, будем как-то умещать. Топливо у нас не было оплачено заранее, ведь аэропорт Анадыря не принадлежит к ФКП «Аэропорты Чукотки». К тому же, нужно оплатить аэропортовые сборы. Ожидаемо эта процедура превращается в битый час беготни по аэропорту. Мне знакома эта милая привычка наших аэропортов размещать различные службы как можно дальше друг от друга. И если со старыми аэропортами это более-менее объяснимо, то зачем в новом аэропорту гонять клиента из административного здания в здание аэровокзала, что на другом конце лётного поля – совершенно непонятно. Да не просто на другом конце – чтобы оплатить в кассу, я должен сначала «выйти в город» — то есть за многочисленные кодовые замки и посты охраны, а потом топать обратно через посты спецконтроля, повсюду рассказывая кто я и почему мне надо пройти на лётное поле.

Всё! Борт заправлен, посылка получена, мы за всё расплатились – скорей хочется улететь отсюда. На вертолётной площадке нас ждут друзья и журналисты. Нельзя заставлять их долго ждать, но мы не виноваты, что эта бюрократия крадёт наше время. «Анатомия» Анадыря такова, что аэродром «Угольный» находится на другой стороне от пролива, межу Анадырским лиманом и заливом Онэмен. Люди, которые прилетают рейсовыми самолетами в аэропорт, затем должны как-то добраться до города. Моста нет. Парома тоже. Летом ходят катера. Зимой, когда залив замерзает, ездят машины. А в месезонье тут подрабатывают владельцы судов на воздушной подушке. Ну и вертолёт летает, правда для всех он доступен или только для избранных, я не понял. Словом, аэропорт новый, красивый и большой, только совершенно не продумана логистика доставки людей. Вот прилетите вы в Анадырь, решите вызвать такси, но до города вы не доедете! Надо продумывать этот вопрос заранее.

Однако наша вертолётная площадка «Окружной», где будет стоять эту ночь вертолёт, находится со стороны города. Мало того, что это много удобней для нас в плане посещения Анадыря – я с трудом представляю себе, что бы нам пришлось делать, если бы вертолёт стоял в аэропорту – эта площадка работает круглосуточно без выходных и не привязывает нас к своему регламенту. Очень удобно! Спасибо нашему штабу, что договорился о таком прекрасном месте. Еще на заходе замечаем кучу машин, поджидающих нас. Как неудобно, что мы заставляем людей ждать. Поскорей приземляемся на дальний край площадки – за нами следом идёт губернаторский Ми-8, и мы боимся, как бы нас не сдул гигант (в сравнении с нами) Ми-8.

Нас окружает такое количество людей, что мы сбиты с толку. Кто есть кто? Кто от кого и кого представляет? Журналистов сразу видно по камерам и микрофонам. Пока мы готовим борт к стоянке, забираем с него наши навигаторы и планшеты и вытаскиваем вещи, они снимают и после короткого интервью уезжают. Из штаба нам сообщили, что уже забронировали нам гостиницу, и её владелец должен приехать за нами, забрать. Отлично! Но пока мы разбираем свои вещи, знакомимся с ребятами, которые приехали нас встретить. Это группа местных активистов малой авиации и друзей по жизни. Знакомимся ближе. Зубков Николай Николаевич, Никитин Виталий Анатольевич и Лыхин Владимир Валентинович. Пока разговариваем, они помогают нам нацепить швартовки на лопасти – без лестницы тут никак не справиться, а её поблизости не оказалось. Обошлись помощью микроавтобуса, на котором они приехали и высокого Виталия, который дотянулся до законцовок и надел на них карманы швартовок. За нами приехал хозяин гостиницы, но ребята не отпускают нас. Говорят, мы всё продумали, есть квартира и никаких проблем. Честно говоря, мы с Витей не любим напрягать людей своим присутствием. Тем более, когда речь идет о проживании. Но они были столь настойчивы, что пришлось поступиться принципами, извиниться перед хозяином гостиницы и отпустить его. Николай Николаевич, Виталий и Владимир нас давно ждали, следили за треком перелёта по нашему сайту, читали путевые заметки и соскучились по общению с единомышленниками-авиаторами.

Мы едем на квартиру, чтобы оставить там вещи. У нас через час пресс-конференция, которую организовал наш информационный партнёр «Радио Пурга». Мы быстро приводим себя в порядок, переодеваемся, и ребята везут нас к зданию краеведческого музея. Музей новый, пока мы шли к помещению, где будет встреча с журналистами, я обратил внимание на отлично оформленные экспозиции. Как жаль, что у нас нет времени на тщательный осмотр экспонатов.

Встреча длится не более часа. Мы ответили на вопросы, и организаторы нас пригласили завтра на прямой эфир «Радио Пурга» к 10:00. У нас завтра большой путь, мы хотим вылететь пораньше, чтобы долететь до Оссоры, что на Камчатке, но соглашаемся. Ведь пропаганда малой авиации – дело святое. Надо рассказать об экспедиции и её задачах для широкой аудитории. Наконец, мы прощаемся и едем с Николаем Николаевичем, Виталием и Владимиром по городу, фотографируем. Мы уже проголодались и хотим пригласить наших новых друзей на ужин в каком-нибудь ресторане. Мы уже и сами соскучились по нормальной еде, да и неизвестно, когда представится следующий случай – точно не раньше Петропавловска-Камчатского. Выбор пал на ресторан «Чукотка». Здесь есть блюда из оленины и вообще, неплохое местечко.

Время за беседами пролетело незаметно, но надо отдыхать. Пытаемся сделать в темноте фото на память,  аппарат вытянул. Нас отвозят в любезно выделенную в наше распоряжение квартиру Володи. Завтра к 9:45, без опозданий, нам надо быть у здания «Радио Пурга», после чего вылет. С двумя дозаправками в Марково и Манилах мы должны долететь до Оссоры, а это более 1100 км. Ребята обещали заехать утром и помочь нам с передвижениями по городу.

Спасибо вам, достойные мужчины – Николай Николаевич, Володя и Виталий – за гостеприимство, за ночлег, за прекрасную компанию и интересные разговоры. Приятно, что есть в нашем отечестве такие люди. Ещё более приятно, что в вас горит огонь любви к авиации и вы на своём примере пытаетесь сдвинуть с места дело с малой авиацией в Анадыре.

P.S. Итог дня — пройдено 351 км за 1:53 лётных часа

1111111
Волонтер дня - Башинский Леонид Борисович (Залив Креста)