Обидно, отсидев в Петропавловске столько дней, сегодня не вылететь тоже. Не получилось сегодня. Погода испортилась, зарядил дождь, видимости нет и мы застряли тут ещё на день в ожидании погоды. Пока мы надеемся завтра улететь, сегодняшний день я решил посвятить продолжению начатой ранее темы — темы описания технических аспектов нашего перелёта.
Не смотря на то, что Петропавловск-Камчатский мы считаем серединой пути, на самом деле экватор был пройден чуть раньше. Так что, мне снова есть, что рассказать по технической стороне экспедиции. И самое важное событие недавнего времени для нас — это осуществлённое недавно, сточасовое регламентное обслуживание вертолёта, которое осуществила компания «Авиамаркет», наш технический партнёр и спонсор. Мы хотели бы ещё раз воспользоваться случаем и поблагодарить нашего партнёра за профессиональную работу по проведению технического обслуживания экспедиционного вертолёта R66 RA-1694G. Работы были проведены быстро, в полном объёме и с высоким качеством. Инженеры АТБ Максим Мартынов и Алексей Ерохин продемонстрировали отличную подготовку и высокий профессионализм при выполнении обслуживания. Это не подхалимаж и не дань личным хорошим отношениям со специалистами компании. Это совершенно искренне, от души.
К моменту проведения техобслуживания, у нас накопился ряд замечаний. Первое — это подтекание масла в моторном отсеке снизу двигателя — это «сопливит» уплотнительный сальник. Вторая претензия к трубке масляного сапуна — она по-видимому прохудилась в нескольких местах и тоже брызжет маслом. Третье — это треснувшая выхлопная труба двигателя. Инженеры были в курсе всех этих проблем, так как мы об этом писали в АТБ и присылали фотографии.
Проблема подтекания масла на нашем борту обнаружилась недавно, после того, как борт обслужили перед вылетом в экспедицию. В предыдущем регламенте по бюллетеню производителя крышки сальника была удалена для контроля подтекания масла. Дело в том, что не все двигатели имели эту проблему и производитель, чтобы понять массовость проблемы, велел удалить крышку, которая не давала визуально оценить подтекание масла. На нашем борту эта проблема сразу же выявилась и по уже следующей рекомендации производителя потребовалась замена сальника на другой. Этот новый сальник был привезён и во время текущего регламента была произведена его замена.
Трубка масляного сапуна начала «сопливить» маслом из-за того, что от вибраций перетёрлась в нескольких местах и теперь требует замены. Сама по себе данная проблема не критична, но масляная пыль попадает на выхлопную трубу горячие части двигателя и прикипает на ней, а также пачкает все кругом под капотом. Это не порядок. В моторном отсеке должно быть все чисто и аккуратно — авиация всё-таки.
Так же, на нашем борту выявилась ещё одна общая проблема, которая была отмечена на многих двигателях RR300. Первоначально на них устанавливались выхлопные трубы, изготовленные из тонкой нержавеющей стали. Со временем температурные и механические напряжения в трубе приводили к трещинам в металле. У нас эти трещины настолько разрослись, что трансформировалась в три небольшие дырки в выхлопной трубе. Сейчас производитель вместо труб из тонкого металла ставит такие же элементы из более толстой жаропрочной нержавейки. Инженеры привезли с собой эту новую выхлопную трубу поставят её вместо старой.
Придирчивый читатель спросит — ребята вы что там, весь багажник маслом забили и льете его ведрами? И тут у вас течет, то там «сопливит». Ничего подобного! Масло вертолёт почти не расходует и громкие слова «подтекает» не совсем верно отражают действительность. Реально, на весь путь до Петропавловска-Камчатского — а это около 100 лётных часов — нам хватило двух одноквартовых (по сути литровых) банок. Это весьма экономично для двигателя. Просто к каплям и брызгам масла в авиации относятся куда внимательней и критичней, чем в автопромышленности. Так что даже малейшая проблема требует выявления причины. Наши причины были известными и не вызывали тревоги или беспокойства технической службы. В конечном итоге эти причины были устранены.
Также был заменен воздушный фильтр компрессора турбины. За прошедшие летные часы он достаточно загрязнился и запылился. Поставили новый, чтобы турбине легче дышалось. Как уже описывалось в дневнике ранее, по нашей оплошности отломился «барашек» замка левого моторного лючка. Данный элемент был так же заменен инженерами во время обслуживания борта. Теперь мы вновь можем легко и быстро закрывать крышку люка. А вот оторванную клёпку, удерживающую ребро жесткости этого лючка, приняли решение пока не менять, а уже по возвращению на базу заняться локализацией данной проблемы в стационарных условиях. Она совершенно не критична.
Инженерами был произведен тщательный осмотр всех элементов фюзеляжа и хвостовой балки. Всё в полном порядке. Внимательный внешний осмотр элементов втулки и самого несущего винта, а также рулевого винта не выявил каких-либо проблем. А вот осмотр нижней части капота моторного отсека нас удивил. Там была видна небольшая вмятина на правой нижней части. Это говорит о том, что при посадке в высокую траву мы днищем капота двигательного отсека сели на что-то твёрдое. Это могла быть какая-то ветка или жёсткий высохший стебель — сейчас уже трудно судить. На лётные характеристики данная вмятина не влияет, но при посадках в высокую траву надо быть в будущем повнимательней. Глупо будет пробить острым сучком тонкий капот.
К чести технических специалистов компании «Авиамаркет», они очень трепетно относятся к обслуживанию вверенной им техники и такая даже, казалось бы, мелочь, как чистка кабины была выполнена так тщательно, что нам вернули даже несколько мелких вещей, которые мы «потеряли». Такой подход к делу говорит о высокоответственном подходе к работе.
В общем, наш вертолет нас не подводит и замечаний по технической части не имеет. На сегодня мы совершенно уверены в вертолёте и надеюсь он будет служить нам так же исправно, как делал это всё предыдущее время. После завершения обслуживания мы выполнили тестовый прогон турбины, осмотр и командир подписал акт выполненных работ. Словом, мы довольны высоким качество обслуживания нашего экспедиционного борта.
Вертолет готов к дальнейшей эксплуатации! Наш путь до Москвы уже не будет предполагать ещё одного специального обслуживания, ведь по нашим расчётам нам осталось меньше 100 часов. Но если вылезут ещё какие-то косяки — не важно, по вертолёту, по его дополнительному оборудованию или по нашему снаряжению, я буду держать вас в курсе!
Сегодняшний день оба члена нашего экипажа посвятили корпению над компьютерами. Мы работаем над путевыми заметками и в гостинице просидели практически безвылазно. Да и не тянет, если честно, в эту мокрую серость. Но похоже, что завтрашняя погода нам всё-таки улыбнётся. Так что мы готовы… Нет, мы уже рвёмся в путь. Пять дней в Петропавловске — это явно больше того, на что мы рассчитывали. Мы начинаем уходить из графика. Пусть у нас и нет жесткого графика, но очень хотелось бы вернуться домой до конца августа. Мы ещё лелеем такие надежды. Большая часть вещей на борту и мы налегке. Скорее бы наступило завтра!
Жаль, что его нет. Видимо встретили хорошо…;)
А где продолжение?
Не успеваем готовить иллюстрации и верстать… :)
А почему заметки идут с таким опозданием?